Новый год перестал быть высоким сезоном для российских туристов

Туристический рынок России не хочет выздоравливать. За девять месяцев 2009 г. за границей отдохнуло чуть ли не на четверть россиян меньше, чем за то же время в прошлом году. Прогноз на зимний сезон пока не утешает: у многих фирм продажи новогодних туров вдвое ниже прошлогодних
Reuters

По данным Росстата за девять месяцев этого года, выезд российских туристов за рубеж снизился на 26,6% до 6,57 млн человек, сообщил Российский союз туриндустрии (РСТ). Этот результат немного лучше прогнозов, которые делали туроператоры весной, ожидая, что по итогам 2009 г. турпоток из России снизится на 30–40%.

Куда повернул поток

Все популярные страны в этом году посетило меньше россиян, чем в прошлом, констатирует Ирина Тюрина, пресс-секретарь РСТ. Сильнее всего – более чем на 53% – снизился турпоток в Китай. Виноваты жители приграничных с этой страной районов, сократившие из-за кризиса поездки за покупками, объясняет Тюрина. Много туристов потеряли в этом году страны, не снизившие стоимость проживания в отелях: Хорватия (ее посетило на 37% меньше россиян), Мальта (-33,3%) и Турция (-13,2%). Из «пляжных» направлений меньше всего россиян – 1,2% – потеряла Болгария. Туры в эту страну сохранили популярность благодаря отмене платы за услуги визового центра, бесплатной визе для детей, спецпредложениям и бонусам от болгарских отельеров, комментирует Тюрина. Среди тех, кто оказался в большом плюсе, – отменивший визы Израиль. За девять месяцев его посетило на 62,5% больше российских туристов. Упростив визовые процедуры, 32,5% прибавили США.

Кто не отдыхает

Туркомпании объясняют, что спад был неравномерным. Сильнее всего спрос просел в регионах, говорит Михаил Лапшин, директор по продажам одного из крупнейших операторов страны – «Натали турс». По его оценке, продажи компании в Москве по сравнению с 2008 г. не изменились, а вот за ее границами упали достаточно сильно. «Тез тур» сократил объем продаж практически во всех регионах России, говорит Александр Синигибский, генеральный представитель компании. «Уровень цен в регионах сегодня не позволяет работать даже в ноль», – объясняет он. А у петербургского «Вест тревела» объем продаж за последние месяцы оказался ниже уровня прошлого года на 20–25%.

Праздник под вопросом

Приближающийся Новый год пока операторов не слишком радует. «Интурист магазин путешествий» продал на 11% больше туров с вылетами в новогодние праздники, чем в 2008 г., но на 14% меньше, чем в 2007 г., говорит гендиректор компании Сергей Толчин, так что о восстановлении рынка говорить рано. Но многим туркомпаниям о такой динамике остается лишь мечтать. «Новогодние туры клиенты бронируют не активно – продажи на 50% ниже, чем год назад», – сетует Наталья Европейцева, директор нижегородской фирмы «Панорам тур». По ее словам, продажи экзотических зимних туров уменьшились в разы, клиенты переключились на Египет и Нижегородскую область. У петербургской турфирмы «Вест тревел» продано лишь 40% от запланированных новогодних туров, тогда как путевки на Новый год в 2008 г. были распроданы уже в октябре – ноябре, признается Сергей Хохлов, коммерческий директор компании. «Год назад туры на Новый год раскупались к октябрю. Сейчас такого спроса нет», – соглашается гендиректор туристической компании «Роза ветров – НН» Мария Свиридова. Туры на Новый год, даже на пиковые даты 2–3 января, есть в свободной продаже, такого раньше не было, говорит Дмитрий Горин, коммерческий директор группы компаний «Вип сервис/Инна тур».

Всплеск потребительского оптимизма «Ведомости» обнаружили лишь в Новосибирске. «Почти все туры на новогодние каникулы раскуплены еще месяц назад, и операторы поставили дополнительные чартеры на Бали и в Бангкок», – радуется Галина Машухова, исполнительный директор Новосибирской ассоциации туристских организаций.

Вопрос в цене

Мало того что туристов стало меньше, турфирмы теперь еще и меньше на них зарабатывают. Цены для потребителя сейчас ниже прошлогодних на 15–20%, продолжает Хохлов. Стоимость туров снизилась в среднем на 5–10%, говорит Людмила Романова из «Полярной звезды». И наиболее востребованы как раз самые дешевые предложения (50 000–55 000 руб. на человека за 10 дней) – на них приходится 70% продаж, добавляет она. Массовый клиент требует бюджетных вариантов: например, вместо отеля выбирают апартаменты, заезжают группами (такой отдых может стоить 500 евро в неделю на человека), рассказывает Горин.

Московские операторы отмечают хорошие продажи новогодних туров на «долларовую» Кубу и в Доминиканскую Республику, а также в Таиланд, стоимость авиабилета в который снизилась по сравнению с прошлым Новым годом в два раза: с $1400 до $700. Турпутевки подешевели как раз благодаря падению цен на топливо: в 2008 г. авиаперелет в Египет стоил $400, в этом – уже $300, говорит Синигибский. А вот с продажами туров в Европу есть проблемы. Все-таки за евро сейчас дают $1,5, объясняет это Лапшин из «Натали турс». Все представители туркомпаний соглашаются в том, что россияне сейчас не спешат покупать туры потому, что ждут спецпредложений. Они поняли, что путевки, захватывающие Новый год, обходятся минимум на 20–30% дороже посленовогоднего отдыха, поэтому сейчас предпочитают уезжать за рубеж после праздника, говорит Тюрина.