Фестиваль камерной музыки "Возвращение" удивляет программами

Фестиваль камерной музыки «Возвращение», как всегда, удивляет изобретательно придуманными программами
Д.Гришкин

За 13 лет существования фестиваля ни одно произведение не было сыграно дважды – таков принцип. Посему удивительно, что очередь до сих пор не доходила до таких шедевров, как Фантазия для скрипки с фортепианным сопровождением Арнольда Шенберга или Песни Офелии Рихарда Штрауса. Современники и антиподы (рьяный новатор и упоенный консерватор), эти два композитора попали в одну программу потому, что оба принадлежали к любимцам великого пианиста Глена Гульда, которому и была посвящена вся программа.

Тематическое придумывание программ – тоже принцип. Гульд был и композитором – потому программу обрамляли его опусы, Соната для фагота и фортепиано (смесь Шенберга и Хиндемита) и полифонический скетч «Итак, писать ты хочешь фугу?» (эдакий Бах на генделевском английском). Гульд был и музыковедом – вот вам Соната для альтгорна и фортепиано Хиндемита, за аннотацию к записи которой он получил Grammy. Ну и конечно, Гульд был первым бахистом ХХ века, поэтому звучала клавирная Партита Баха – но на маримбе. Любимым композитором при этом Гульд называл британского мастера XVII века Орландо Гиббонса – вот вам его Павана и Гальярда, а из романтиков выделял Антона Брукнера, чьим вдохновенным Квинтетом мы тоже были награждены.

К числу участников «Возвращения» добавились новые, в том числе скрипачка Алена Баева и английская певица Анна Деннис – и обе выступили блестяще.

Сегодня фестиваль закроется традиционным «Концертом по заявкам» в Рахманиновском зале консерватории. Здесь тоже есть принцип: каждый играет что хочет, логики никакой.