Стиль жизни
Бесплатный
Алексей Мокроусов
Статья опубликована в № 2736 от 18.11.2010 под заголовком: Еще раз о композиторе-убийце

В Цюрихе поставлена современная опера о жизни средневекового композитора-убийцы

Новая опера Марка-Андре Дальбави «Джезуальдо» поставлена в исторических декорациях на музыку нашего времени
Hans Joerg Michel

Премьера оперы «Джезуальдо» 49-летнего французского композитора Марка-Андре Дальбави в оперном театре Цюриха – событие по многим причинам. Во-первых, всякая премьера современной оперы, да еще на сцене такого художественного монстра, как цюрихский театр, уже явление. Во-вторых, опера была заказана автору (на такие поступки сегодня решаются редкие театры). И, наконец, героем либретто стал один из самых известных и в то же время загадочных персонажей мировой истории музыки – Карло Джезуальдо (1566–1613).

Этот князь-композитор из итальянской Венозы вошел в историю благодаря исключительности своей биографии. Ревнивец убил жену и ее любовника, после чего, впав в депрессию, стал сочинять мадригалы – настолько красивые и настолько необычные не только для Возрождения, но и для всей музыкальной традиции, что их в полной мере оценили лишь в ХХ веке.

Такая жизнь не могла оставить равнодушными коллег композитора-убийцы, не раз обращавшихся к его биографии и наследию. Например, в 1995 г. в Вене прошла премьера оперы Альфреда Шнитке «Джезуальдо», недавно на фестивале в Зальцбурге показали «Смертельный цветок» Сальваторе Шаррино, также написанный о Джезуальдо. Оперы на сюжеты из его жизни сочиняли Франц Хуммель и Скотт Глазгоу, балет в честь итальянца есть и у позднего Стравинского. Джезуальдо – постоянный герой не только оперных либретто, но и других искусств: ему посвятил новеллу Анатоль Франс, а художественный фильм – Вернер Херцог.

Режиссеры Моше Ляйзер и Патрис Корье давно работают вместе, они поставили около 90 спектаклей, в том числе «Евгения Онегина» в Мариинке. В Цюрихе вопреки традиции, обязывающей осовременивать старину, они сделали спектакль в исторических костюмах на музыку XXI века. Если быть совершенно точным, то, может быть, музыку конца ХХ века – Дальбави пишет в стилистике так называемой «спектральной музыки», берущей начало в творчестве Жерара Гризе и Тристана Мюрая 70-х, так и не получившей до сегодняшнего дня четких дефиниций. Именно отсутствие догм делает «спектралистов» популярными даже у их эстетических противников, произведениями Дальбави, особенно его «Диадемами», любит дирижировать Пьер Булез. Кстати, сами «спектралисты» были недовольны этим термином, предлагая заменить его «инструментальным синтезом».

Для своей первой оперы Дальбави и его либреттист Ришар Милле избрали финал жизни композитора. Князь (его блестяще поет Род Гилфри) женится во второй раз, но его сын от Элеоноры д’Эсте (Лилиана Никитяну) умирает в младенчестве. Склонный к мазохизму Джезуальдо ведет затворническую жизнь в замке, вокруг которого ради безопасности вырубают все деревья (процесс вырубки запечатлен на видео Тимо Шлюсселя, ставшем важной частью декораций художника Кристиана Фенуйя). Второй брак если и свершился на небесах, то с ошибкой в расчетах: Элеонора стремится уехать хотя бы на время, муж запрещает отъезд под угрозой развода. Жизнь меняется с появлением в доме новой прислуги, обаятельной Франчески (Элен Кутюр запоминается и голосом, и внешностью). Но даже ее соблазнение-совращение не в силах развеять смертельную тоску князя. Остается лишь музыка, но и она ни от чего не спасает.

Дальбави обильно цитирует мотеты и мадригалы своего героя, но подчиняется разве что их обаянию, а не логике, сочиняя в итоге «музыку о музыке». Кому-то его творение кажется недостаточно радикальным, не открывающим новые горизонты, хотя и хорошо оркестрованным, украшенным яркими голосами. Но страшно представить, что стало бы с культурой, если бы все новые произведения оказывались революционными, опровергали господствующую эстетику и каждый раз создавали новую реальность. Человечество не просто бы лишилось «запоздалых шедевров» вроде опер Россини. Оно обрекло бы себя на ежедневную муку менять представления о том, что доставляет ему удовольствие.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more