Главные триумфаторы российского автомобильного рынка – Volkswagen, Kia и Lada

Почти все автомобильные бренды, входящие в топ-20 самых продаваемых в России, заметно увеличили продажи в прошлом году. Но не все из них сумели сохранить свою долю рынка: у Mazda, Opel и Ford она сократилась особенно сильно. В числе триумфаторов – Lada, Volkswagen и Kia

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России за 2010 г. выросли на 30% до 1,91 млн, сообщил вчера председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Дэвид Томас. Продажи в декабре 2010 г. увеличились на 60% по сравнению с тем же месяцем 2009 г. Драйверы роста рынка – программа утилизации, повышение доступности кредитов и общий рост уверенности покупателей, сказал Томас.

Марки из двадцатки лидеров увеличили объемы продаж за год на 11–49%. В минусе лишь Mazda: она реализовала 24 926 автомобилей – на 19% меньше, чем в 2009 г. Но большинство лидеров не сумело выиграть на восстановлении рынка: у 13 из 20 марок доля на рынке новых легковых и коммерческих автомобилей уменьшилась по сравнению с 2009 г. (см. таблицу на стр. 10).

Сильнее всех сократили долю Mazda – на 35% (с 2 до 1,3%), Opel – на 23% (с 2,3 до 2,1%) и Ford – на 16% (с 5,6 до 4,7%). Существенное падение – у Chevrolet и Mitsubishi: на 15%.

Иностранные марки не ожидали такого быстрого восстановления рынка и установили слишком низкие квоты на Россию, объясняет член правления крупной дилерской группы «Автомир» Дмитрий Щучко. Продажи Mazda определялись исключительно объемом квот, выделенных производителем, который консервативно оценил рынок, подтверждает представитель марки в России Мария Магвайер. В прошлом году Россия стала для Mitsubishi вторым по величине рынком после Японии, это должно привести к увеличению квот, говорит Андрей Панков, гендиректор российского дистрибутора японского автоконцерна, компании «Рольф-импорт». Продажи Ford Focus могли бы быть значительно выше, если бы российский завод компании смог выпустить больше автомобилей, сказал Щучко. Представитель Ford говорил «Ведомостям», что в 2010 г. завод Ford в Петербурге мощностью 125 000 автомобилей выпустил около 80 000 машин, а в этом году решит, вводить ли третью смену.

Сильнее всех нарастили долю Volkswagen – на 15% (с 2,7 до 3,1%), Kia – на 14,6% (с 4,8 до 5,5%) и Lada – на 13% (с 23,8 до 27%).

Для Kia 2010 год стал прорывом – она с продажами в 104 235 автомобилей оказалась на 3-м месте среди самых продаваемых марок, оттеснив с этой позиции Hyundai.

Kia перевыполнила собственный план: два года назад, открывая представительство в России, топ-менеджеры Kia, занимавшей в то время 8-е место на рынке, говорили, что ставят перед собой цель войти в пятерку самых продаваемых марок. «Они обещали всегда давать хоть на 1% лучшую цену, чем конкуренты», – вспоминает руководитель проекта Auto-dealer.ru Олег Дацкив. Факторы успеха марки – разумные цены, полностью обновленная модельная линейка и большие инвестиции в маркетинг, считает член правления «Автомира» Игорь Кроливец. Новым прорывом для марки может стать производство бюджетной модели Kia в России, на петербургском заводе Hyundai, полагает Кроливец. Начало производства запланировано на осень 2011 г. Марка намерена «развиваться вместе с рынком, чтобы сохранить текущие позиции», передал через пресс-службу управляющий директор Kia Motors Rus Владимир Дукельский.

Успехи Volkswagen объясняются запуском производства в России бюджетной модели – Polo, считает Щучко. Эта модель станет у Volkswagen самой популярной в России в 2011 г., рассчитывает гендиректор «Фольксваген груп рус» Маркус Озегович. Успех Lada все эксперты объясняют прежде всего государственной поддержкой – программой утилизации и льготного кредитования.

Рецептом успеха в 2010 г. были хорошая цена и отсутствие очередей на получение автомобиля, считает Дацкив. А это, по его словам, значит, что марке, претендующей на лидерство, необходима бюджетная модель российского производства.