Как съесть Италию

В Риме открылся развлекательный центр для любителей гастрономии Eataly

Неделю назад в длинном подземном переходе, который ведет к зданию строящегося терминала на вокзале Ostiense в Риме, появились стрелки, указывающие дорогу к Eataly. Но посетители, аккуратно следовавшие по указателям, не доходя до двери, заглядывали в окна - правда ли открылся? Продовольственный центр Eataly Roma, включающий в себя несколько торговых зон, ресторанов, кулинарных школ, дегустационных площадок и даже пивоваренный заводик, должен был открыться в мае, но случилось это только 14 июня, а на следующий день центр был снова закрыт. «Проблемы со светом, - объясняли строители, - приходите через неделю». В итоге в первый день работы в огромном трехэтажном строении, было не очень людно. На стойке информации у входа раздавали что-то вроде путеводителей: на больших листах было перечислено все, что можно найти на каждом из этажей: в левой колонке - торговые отделы, в средней - рестораны и кафе, в правой - кулинарные школы. Правда, все только по-итальянски. Зажав в руке бумажку и прихватив шаткую цветную тележку из переработанных пластиковых бутылок, можно было наконец отправляться за покупками.

Мороженое из-под крана

Eataly устроен как развлекательный центр для любителей гастрономии. Его стратегический партнер - Slow Food, международная организация, занимающаяся пропагандой и поддержкой фермерских продуктов. Ролики о небольших хозяйствах, часто неизвестных за пределами своего региона, показывают на плазменных экранах, а почти над каждой витриной перечислены названия производителей, среди которых нет ни одного крупного международного бренда. Недалеко от входа прилавки с йогуртами из местного молока, дальше газировка из амальфитанских лимонов, апельсинов из Гаргано, экстракта колы из Сьерра-Леоне. Основная часть посетителей, учитывая 30-градусную жару на улице, устремляется к вывеске Gelateria Alpina: под ней прямо в стену вкручены краны, из которых в вафельные рожки льется мягкое мороженое: 70-процентные альпийские сливки, фермерские яйца, минеральная вода из источника Санта-Барбара ди Лурисия, фисташки, выращенные у подножия Этны, пьемонтский фундук и т.д., - стоя в очереди, успеваешь изучить все ингредиенты, подробно перечисленные в брошюре.

Время выбирать

Пока дети едят мороженое, взрослые успевают сбегать в соседнюю пьядинерию - тонкие лепешки пьядины, фирменное блюдо региона Эмилия-Романья, начиняют сыром, ветчиной и быстро обжаривают на гриле. В меню над прилавком не только два десятка сортов сыра и ветчины на выбор, но и подробный отчет о производителе и сроке выдержки продукта. Отступив на пару шагов, можно посмотреть, как за стеклом увесистые свиные ноги 20-месячной выдержки нарезают тончайшими полосками и передают на кухню.

Мимо бакалеи, где, кроме всевозможных печений, продаются нарядные наборы для приготовления капкейков - разноцветные формочки и кондитерский шприц с несколькими насадками, - мимо прилавков с кулинарными книгами, мимо рынка с фермерскими фруктами и овощами (как обычно, на треть дороже, чем в магазинах) проходим в хлебный отдел. Здесь собирают сэндвичи на свежеиспеченном хлебе. Выбор настолько велик, что два пришедших на обед клерка из соседних офисов, сняв пиджаки, неуверенно смотрят на часы и решают взять уже готовую пиццу - так быстрее, а то большая часть обеденного перерыва уйдет на изучение ассортимента.

На третьем этаже справа от лифтов за винотекой и большим дегустационным залом начинаются открытые кухни. Здесь в дровяной печи готовят пиццу, там варят макароны. Но самый большой ажиотаж в крыле напротив. Оно разделено на две секции, рыбную и мясную, а кроме того, есть небольшой прилавок с запеченной птицей. В каждой секции ресторан: открытая кухня с грилем посередине, окруженная широкой барной стойкой, а дальше стоят ряды столиков, на которых оливковое масло, бальзамик и серый фермерский хлеб в бумажном пакете. В меню всего 3-4 блюда. Мясной ресторан, к примеру, предлагает гамбургер «Иль Джотто» за 9,50 евро, карне крудо за 10,50 и телячье филе (тальятту) за 15,50 евро. Оплачиваешь на кассе, назвав номер стола, садишься и через пять минут, не больше, получаешь заказ. На помощь англоязычным гостям официанты зовут менеджера, а пока он идет, советуют воспользоваться «наглядными пособиями»: если под рукой интернет или карманный переводчик, из большого плаката можно узнать, что похожий на тартар карне крудо приготовлен по традиционному пьемонтскому рецепту и заправлен маслом из таджаских оливок и лимонным соком.

Пиво с Климтом

Как и в любом Eataly (а они есть в Италии, Японии и Америке), в римском проводишь чуть ли не целый день, как в парке аттракционов. Можно часами ходить по второму этажу между рядами оливковых масел и паст, узнав среди прочего, что масло из Лигурии отличается фруктовым вкусом, а паста Dischi похожа на ухо; или присесть в кофейне возле мешков, набитых душистыми зернами, и почитать о смесях, составленных специально для Eataly; или отправиться смотреть на пивной заводик, спрятанный за стеллажами итальянского пива, на которых стоят эль с радиччио в пузатых бутылках или эль со специями, фруктовое пиво и пиво с иллюстрациями Климта на этикетках. Такая бутылка - может быть, лучший сувенир из Италии, к которому останется добавить разве что кусок сыра или ветчины, благо небольшие картонные ящики со стружкой, куда можно все упаковать, продаются в каждом отделе.

Уже выходя из здания, я случайно столкнулась на эскалаторе с хозяином Eataly Оскаром Фаринетти. На вопрос, не собирается ли он открыть такой рынок в России, я неожиданно получила утвердительный ответ: «Мы сейчас как раз ведем об этом переговоры, и года через три, по моим расчетам, Eataly должен появиться в Москве и Санкт-Петербурге».