Наскальные рисунки Парижа: В Мультимедиа Арт Музее открывается выставка Брассая

На московской выставке классик мировой фотографии предстает как современный художник
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
МАММ

Экспозиция, открывающаяся в Мультимедиа Арт Музее 2 августа, лишь в небольшой степени состоит из хитов, без которых невозможно представить себе Брассая (именно такой псевдоним взял Дьюл Халас в память о том, что он происходит из небольшого городка в Трансильвании – «из Брассо»). Среди них вещи из серии «Ночной Париж»: сумеречные переулки, рельефные мостовые, освещенные газовыми фонарями, по­груженные в туман улицы, дамы полусвета за столиками работающих допоздна кафе, парочки и полицейские – опубликованные в 1932 году отдельным альбомом, эти снимки принесли фотографу успех и признание и до сих пор считаются одной из его знаковых серий.

Московская выставка представит Брассая скорее как современного художника. Получивший художественное образование в Берлине, он не бросал занятий живописью, рисунком, скульптурой. В рамках ретроспективы можно будет увидеть многие из этих вещей – например, вытканный Брассаем гобелен. Или рисунки обнаженной натуры середины сороковых годов: Брассай делал их в оккупированном Париже, где было запрещено фотографировать, и ничего не оставалось, как снова взяться за карандаш. Хорошо известны его фотопортреты друзей-художников – Дали, Пикассо, Джакометти, – которых Брассай снимал прямо в мастерских. Но неожиданным может показаться другой портрет его работы – бронзовая скульптура «Голова Пикассо» (1947), где есть и портретное сходство, и отсылка к примитивным культурам. О тех же влияниях свидетельствует и мраморная «Стилизованная голова», сделанная по мотивам кикладских идолов бронзового века.

С начала 1930-х годов Брассай много общался с сюрреалистами (Андре Бретон использовал его снимки в качестве иллюстраций к романам «Надя» и «Безумная любовь»), и в его фотографиях очевидны эксперименты в этом направлении. Простые бытовые вещи вроде ножниц или наперcтка превращались у него в объекты-метафоры, значение которых уже не ограничивалось их функцией.

Еще одна любопытная серия снимков – «Граффити». Конечно, эти граффити совсем не похожи на современные цветастые росчерки на вагонах метро и заборах. Они больше напоминают наскальные рисунки, некоторые представляют собой рожицы, у которых вместо носа или глаз – дырки в стенах или неровности поверх­ности. Брассай начал искать такие изображения по всему Парижу, подолгу пропадая в рабочих кварталах города и тщательно документируя каждую новую находку. В 1934 году он даже опубликовал большой материал об этих загогулинах, с фотографиями и комментариями, в журнале сюрреалистов «Минотавр», издаваемом Жоржем Батаем. Серия, начатая в 1930-е годы, была закончена только в середине 1950-х, потому что фотограф по многу раз возвращался к одним и тем же «граффити», чтобы запечатлеть то, что с ними делает время.

«Эта выставка позволяет проследить сразу несколько важных для искусства ХХ века тем: рассказать о роли фотографии в сюрреалистском движении, о модернизме и его точках соприкосновения с сюрреализмом», – говорит глава Мультимедиа Арт Музея Москвы Ольга Свиблова.

Кстати, эта экспозиция может стать одним из последних в ближайшем будущем обширных выставочных проектов о Брассае, по крайней мере в Москве – фонд фотографа по­степенно распродает наследие мастера, и, вероятно, со временем работы нужно будет собирать по разным частным и музейным коллекциям.

1 августа – 7 октября, ул. Остоженка, 16, mamm-mdf.ru

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more