«Маленькие фотографии»: Фотографическая «мелочь» требует внимания

Название не обманывает – фотографии на выставке «Маленькая фотография» действительно такие, что издали не рассмотреть, зато правдивые, не кадрированные и без ретуши
Московский дом фотографии

Благодаря малому размеру экспонатов на выставке, занимающей один зал Московского дома фотографии, поместилось очень много снимков самого разного происхождения и возраста. Есть известные фотографии мастеров и классиков, а есть незнамо чьи, семейные, некачественные. Но рассматривать интересно все, поскольку размер, оказывается, может объединить с трудом соседствующих.

Фотографии живого Льва Толстого и мертвого Сергея Есенина, революционных матросов во время конфискации императорского автомобиля и молодого Брежнева на рыбалке с приятелем, купание младенцев в пруду и в корыте, жанровые сцены и парадные портреты – все они крошки, контрольки, рабочий материал, выставленные по паре-несколько на одной подложке. Чтобы разглядеть, надо подойти совсем близко.

Затруднение осмотра – известный экспозиционный прием. Показать что-то на потолке, в темноте, в зеркальном отражении, через щелочку в занавесе, чтобы заставить зрителя остановиться, заинтересоваться, сконцентрироваться, сделать усилие, – затея не редкая, но, как правило, процесс смотрения стараются облегчить, а не осложняют.

Маленький, не парадный размер фотографий сам по себе, без особых ухищрений (хотя подсветка и затемнение на выставке используются), стимулирует рассматривание и создает ощущение доверительности. А мелкие дефекты неотретушированных, некадрированных или очень старых снимков – пятнышки, желтизна, недовыдержанность, засветки – в данном случае идут только на пользу, как червоточинки в яблоке указывают на натуральность продукта.

Многие из показанных фотографий, особенно классиков и заслуженных профессионалов, неоднократно публиковались и демонстрировались. Другие – в основном анонимные из частных собраний – на выставке показывают впервые. Если бы не мелкий формат, эти снимки вряд ли бы оказались в одном зале, в непосредственной близости. Для выставки требуется увеличение, и многие из маленьких его бы не выдержали, потеряли бы скромное обаяние, очарование незначительности.