Статья опубликована в № 3160 от 07.08.2012 под заголовком: Лучшие из меньших

«Маленькие фотографии»: Фотографическая «мелочь» требует внимания

Название не обманывает – фотографии на выставке «Маленькая фотография» действительно такие, что издали не рассмотреть, зато правдивые, не кадрированные и без ретуши
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Московский дом фотографии

Благодаря малому размеру экспонатов на выставке, занимающей один зал Московского дома фотографии, поместилось очень много снимков самого разного происхождения и возраста. Есть известные фотографии мастеров и классиков, а есть незнамо чьи, семейные, некачественные. Но рассматривать интересно все, поскольку размер, оказывается, может объединить с трудом соседствующих.

Фотографии живого Льва Толстого и мертвого Сергея Есенина, революционных матросов во время конфискации императорского автомобиля и молодого Брежнева на рыбалке с приятелем, купание младенцев в пруду и в корыте, жанровые сцены и парадные портреты – все они крошки, контрольки, рабочий материал, выставленные по паре-несколько на одной подложке. Чтобы разглядеть, надо подойти совсем близко.

Затруднение осмотра – известный экспозиционный прием. Показать что-то на потолке, в темноте, в зеркальном отражении, через щелочку в занавесе, чтобы заставить зрителя остановиться, заинтересоваться, сконцентрироваться, сделать усилие, – затея не редкая, но, как правило, процесс смотрения стараются облегчить, а не осложняют.

Маленький, не парадный размер фотографий сам по себе, без особых ухищрений (хотя подсветка и затемнение на выставке используются), стимулирует рассматривание и создает ощущение доверительности. А мелкие дефекты неотретушированных, некадрированных или очень старых снимков – пятнышки, желтизна, недовыдержанность, засветки – в данном случае идут только на пользу, как червоточинки в яблоке указывают на натуральность продукта.

Многие из показанных фотографий, особенно классиков и заслуженных профессионалов, неоднократно публиковались и демонстрировались. Другие – в основном анонимные из частных собраний – на выставке показывают впервые. Если бы не мелкий формат, эти снимки вряд ли бы оказались в одном зале, в непосредственной близости. Для выставки требуется увеличение, и многие из маленьких его бы не выдержали, потеряли бы скромное обаяние, очарование незначительности.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more