Даниил Трифонов в Вербье: Триумф нежности

Даниил Трифонов сыграл на фестивале в Вербье с феноменальным успехом

Хотя туристический бизнес в Вербье в упадке, фестиваль процветает, а особенно хорошо дело обстоит с пианистами. Правда, Марта Аргерих отменила выход с Первым концертом Шопена, но ее заменила протеже, тонко нюансирующая Хатия Буниатишвили. Веяния постсоветского пианизма ощущались в выступлениях Елизаветы Леонской с прозрачным Моцартом и Николая Луганского с героическим Листом, в то время как любимец Валерия Гергиева Денис Мацуев произвел впечатление кабинетного джазмена.

Особенно ждали сольных концертов 24-летней немецко-японской пианистки Алис Сары Отт и 21-летнего русского Даниила Трифонова. Отт не нашла убедительного пути через лабиринт Сонаты Шуберта ре мажор, D 850, второй части не хватало тайны и уязвимости. В «Картинках с выставки» Мусоргского она не упустила ни одной возможности продемонстрировать виртуозность, но ей не удалось точно отбалансировать калейдоскоп образов.

А вот концерт Трифонова был захватывающим. Марта Аргерих еще в прошлом году сказала FT, что она никогда раньше не слышала такого туше, и я могу только согласиться: тут не просто точность и взвешенность, а уникальная смесь нежности и, казалось бы, неограниченной дикости. После двух изысканных пьес из «Образов» Дебюсси пианист перешел к Этюдам Шопена, которые стали истинным откровением: эмоциональная сдержанность и бережливость с педалью сообщили лирике подвижность, а сверхъестественная ловкость танцующих пальцев – редкое изящество.