Анастасия Лыкова: Наряд на самолет

Только наши мужчины надевают резиновые пляжные шлепанцы уже в Домодедове – чтобы не переобуваться весь отпуск

«Нет-нет, синьора, ну пожалуйста, нет, – на прекрасном лице Алессандро мольба, – это же одежда для джима».

Алессандро, продавец в мужском отделе флорентийского магазина Dolce & Gabbana, явно любит свою работу. И поэтому, как птица от гнезда, старается увести меня от рейла со спортивными костюмами. «Разве вашему мужу нужна кенгурушка?» – продолжает Алессандро. «Кенгурушка» продавец неожиданно произносит по-русски, причем безо всякого акцента. Ничего удивительного – он давно работает в Dolce & Gabbana, знает жизнь и знает, что нравится русским покупателям и их спутницам.

«Это ведь даже не наденешь в самолет, только на тренировку. Вы согласны, синьора?» Алессандро, счастливчик, родился, вырос и живет в самом красивом городе мира, и, похоже, мысль о том, что русские мужчины летают на самолете в «кенгурушках», приносит ему физические страдания: лицо как будто с портрета Бронзино слегка даже перекашивает – как от сильной зубной боли или от еле сдерживаемого раздражения.

Да, Алессандро, конечно, Алессандро, я согласна – мои соотечественники и правда странно наряжаются в самолет. Вот и по результатам опроса, проведенного ресурсом поиска авиабилетов Skyscanner, русские путешественники – самые плохо одетые путешественники в Европе. Сразу за нами идут голландцы, потом турки, немцы и шведы. Ну а лучше всех наряжаются, ясное дело, итальянцы, испанцы и французы.

Ну, собственно говоря, и пожалуйста. Никто и не спорит. Только наши мужчины надевают резиновые пляжные шлепанцы уже в Домодедове – чтобы не переобуваться весь отпуск. И только наши девушки в аэропорт одеваются, как на дискотеку, и не просто на какую-нибудь обычную курортную дискотеку, а на ту самую дискотеку в девятом классе, на которой должен был решиться главный романтический вопрос года – или ты, или Оля Терехова из «Б» класса.

Да что я вам рассказываю – кажется, каждому из нас знакомо это чувство неловкости, когда сразу узнаешь своих в очереди в музей или на регистрацию и с ужасом думаешь: «Господи, ну неужели я тоже так выгляжу со стороны?»

А коварные продавцы дорогих магазинов – нет-нет, я сейчас не об Алессандро, он не из таких, – так вот, коварные продавцы, а также коварные официанты, таксисты и гиды знают, что для начала большой дружбы русскому туристу с ходу надо сообщить, что он на русского туриста не похож вообще. «Никогда бы не подумал, ну просто никогда» – эти слова нам с вами просто бальзам на душу.

В Skyscanner считают, что все дело в долгой советской изоляции, и «хотя «железный занавес» поднялся пару десятилетий назад, чтобы преодолеть культурные различия, понадобится еще некоторое время».

У меня, честно говоря, немного меньше оптимизма – и потому, что «железный занавес» вот-вот вернется на место, и потому, что «культурные различия» вряд ли преодолимы. Несмотря на обновленный парк Горького и Центр современной культуры «Гараж».

Думаю, что и через десять лет нам вряд ли удастся потеснить итальянцев с их первого места в списке самых хорошо одетых туристов. Ну и ладно.

В конце концов, как говорила наша классная руководительница Анна Васильевна, «в человеке главное – не одежда, а моральные качества». И как ни странно, оказалась совершенно права.