Стиль жизни
Бесплатный
Петр Поспелов
Статья опубликована в № 3288 от 18.02.2013 под заголовком: Кейдж. Ария Ленского

"Европеры" в Центре Мейерхольда: Кейдж, Ария Ленского

В Центре Мейерхольда показали две «Европеры» Джона Кейджа – классику авангарда в бережном музейном исполнении
Транспарант, возвещающий о конце, вынесли в середине
Д. Абрамов / Ведомости

Режиссер Наталия Анастасьева ставит современные оперы – и отечественные, и зарубежные, что, не боясь пафоса, можно назвать миссией. Постановку третьей и четвертой из пяти «Европер» она осуществила в точном соответствии с партитурой Джона Кейджа; последняя, впрочем, вместо нот содержит совокупность временных графиков, в соответствии с которыми шести певцам надлежало исполнять классические арии, а шести ассистентам в это же время – заводить другие арии в исполнении певцов прошлого на граммофонах, патефонах и старых проигрывателях, гармонировавших с гардеробом Александра Петлюры. Прибавьте к этому двух пианистов (носитель знания о подлинном Кейдже Иван Соколов и его младший коллега Федор Амиров), тоже играющих фрагменты из опер, и представьте, что таким образом одновременно может звучать три или четыре классических фрагмента – и так в течение часа с лишним без малейших признаков драматургии и развития.

Ключевой для Кейджа элемент случайности Наталия Анастасьева усугубила тем, что составила временные графики при помощи слушателей. Перед началом представления они гадали по Книге перемен, тянули бумажки из шапки с помощью попугая Люки или просто сообщали дату своего рождения. «18 ноября», к примеру, говорил слушатель, дата попадала в график – и, руководствуясь графиком, тенор Петр Налич точно на 18-й минуте 11-й секунде спектакля вступал с очередной арией.

Американец Кейдж написал свои поздние «Европеры» по заказам из Европы, с незлой насмешкой возвратив европейцам их же культуру. Сегодня абсурдная конструкция Кейджа зазвучала с новым смыслом – как почтительное приношение великому жанру.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать