Стиль жизни
Бесплатный
Сергей Петров

Атомный ледокол «Ленин» оккупировало современное искусство

Как художники из России и Австрии попытались обыграть пространство легендарного судна
Сергей Петров

На причале по соседству с Морским рыбным портом Мурманска, где уже почти четверть века пришвартован ледокол «Ленин», соорудили необычный объект: прямо у трапа стоит фасеточная сфера высотой два метра со множеством инфракрасных ламп. Когда к ней приближается человек, лампы начинают излучать тепло, на расстоянии согревая идущего. Это IRX272 Александра Лысова, один из экспонатов выставки российских и австрийских художников, открывшейся на этой неделе на ледоколе в рамках 5-й Московской биеннале современного искусства и австрийского культурного сезона 2013/14 в России.

Долгое время о первом в мире атомном ледоколе, одном из символов былого величия СССР наряду со спутником и Гагариным, мало кто вспоминал, поскольку «Ленин» был закрыт для посторонних. Но в 2009 году, после того как атомный флот вошел в состав госкорпорации «Росатом», на судне, у которого по-прежнему имеется собственная команда и капитан, открылся музей, ставший одной из главных достопримечательностей Мурманска (по словам директора Александра Тимофеева, музей ежегодно посещают около 35 тысяч человек). Теперь его оккупировало современное искусство.

«Ленин» - это не просто атомный ледокол, - говорит один из кураторов выставки и атташе по культуре посольства Австрии в России Симон Мраз. - Он изначально задумывался как объект, демонстрирующий достижения советской науки и промышленности. Мы дали художникам полную свободу, но с одним условием: обыграть это пространство так, чтобы произведения отражали идею ледокола, который должен стать для них красивым антуражем». По словам Мраза, во время подготовки выставки он убеждал капитана судна, что художники не собираются смеяться над историей ледокола. «Только начав работать над выставкой, я почувствовал, что мы находимся как будто в чужом доме. Капитан живет здесь, это его дом, его маленький мир, поэтому пришлось ему объяснять, что имел в виду тот или иной художник», - рассказывает куратор.

Ощущение, что входишь в чужой дом, возникает сразу после того, как поднимаешься по трапу ледокола. Дело то ли в запахе борща и макарон по-флотски, разносящемся по нутру «Ленина», то ли в деревянной отделке кубриков и кают-компаний, то ли в настороженно-ревнивых взглядах, которые изредка бросают на недисциплинированных чужаков отдельные члены команды. Есть здесь красивейшая главная лестница с деревянными перилами и блестящими медью ступенями, столовая с развешанными по стенам фотографиями Юрия Гагарина и Фиделя Кастро, посещавших судно, офицерская кают-компания с кабинетным роялем и капитанский мостик со штурвалом и монументальными приборами.

Художники по-разному постарались включить свои объекты в этот сложный контекст. Кафельные «Бриллианты» Жанны Кадыровой неожиданно гармонично смотрятся на фоне полированной березы и потертого кожаного дивана кают-компании. «Временной отражатель» Юдит Фегерль - катушки с магнитными сердечниками, которые вращают по кругу стрелку расположенного посередине компаса, - трудно отличить от окружающих его навигационных приборов капитанского мостика. Чтобы посмотреть работы Светланы Габовой, надо очень внимательно разглядывать стены «Ленина»: маленькие картинки с изображением фрагментов интерьера ледокола развешаны в самых неожиданных местах (кстати, эта работа больше всего полюбилась капитану). Скульптура водолаза Леонида Тишкова выглядят как ироничное, но вполне уместное украшение интерьера. Самое большое вторжение в пространство планировали Игорь Макаревич и Елена Елагина, которые собирались засыпать реакторный отсек ледокола тысячами шариков для пинг-понга с наклеенными на них цитатами из трудов Ленина. По разным причинам этого сделать не удалось, и проект представлен в виде эскиза и скромной инсталляции в офицерской кают-компании.

Капитан ледокола Александр Баринов говорит о том, какие сложности возникали при подготовке выставки, тщательно подбирая слова. «Современное искусство - оно же современное, и не каждый может его сразу понять, оценить. А тем более у моряков, знаете, своя специфика, мы большую часть жизни проводим в морях, мы вообще далеки от вашего мира и всего этого дела. У нас немного мозги по-другому повернуты», - признался он «Пятнице». «Все называют нас «несамоходное судно», а я на своем предприятии борюсь с этим, называя его атомным ледоколом. Ведь он был построен как атомный ледокол, он им и остается. Реакторы здесь самые настоящие, у них только выгружены активные зоны. Это атомный ледокол, чего тут неатомного? А несамоходное судно - это термин для технарей», - говорит Баринов.

Выставка современного искусства на ледоколе «Ленин» продлится до 10 января, ее экспонаты позднее можно будет увидеть в Москве, Линце и Нью-Йорке. А «Ленин», по словам директора историко-культурного центра «Росатома» Николая Доронина, ждут новые необычные выставки. «Мы рассчитываем, что это станет большим этапом в новой жизни ледокола, и ищем заинтересованных партнеров, чтобы превратить его в настоящий объект глобального инженерного наследия. Но концепции у нас пока никакой нет», - сказал он.

1. Александр Лысов. Интерактивная световая инсталляция IRX272

2. Йоханна и Гельмут Кандль. ЛЕДО CALL. Конференция (фрагмент)

3. Игорь Макаревич и Елена Елагина. Алхимия атома (фрагмент)

4. Мария Кошенкова. Замороженный лидер

5. Жанна Кадырова. Бриллианты. Из коллекции фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать