В Большом впервые станцуют «Даму с камелиями»

Эта премьера станет второй попыткой театра доказать, что он может все
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Хореограф Джон Ноймайер
Хореограф Джон Ноймайер

Эта премьера - второй шанс главного театра страны. Шанс доказать, что сложная, витая хореография Джона Ноймайера ему доступна

Балет Джона Ноймайера на музыку Фридерика Шопена - второй шанс главного театра страны. Шанс доказать, что сложная, витая, изматывающая хореография гамбургского неоклассика ему под силу.

Первый шанс был девять лет назад: в декабре 2004 года театр превратил один из главных ноймайеровских спектаклей, «Сон в летнюю ночь», в зрелище мучительное и обидное. Тогда все пошло не так: всерьез заболел сам мэтр и не смог проконтролировать даже распределение ролей, а не только репетиционный процесс, на Большой свалилась эпидемия гриппа, и народ зачастую выходил танцевать с высокой температурой. Отработав положенные по контракту спектакли, театр попытался забыть тот «Сон», а Ноймайер, увидев результаты работы, постарался забыть этот театр. Большому было обидно: для Мариинки гамбургский худрук, один из «тройки гениев ХХ века» (Бежар, Килиан, Ноймайер), поставил отличный вечер одноактных балетов, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко уговорил балетмейстера продать ему сначала «Чайку», а затем «Русалочку» (и не только толково выучил их, но сумел поддерживать качество во все время проката).

Теперь должен быть реванш, должен быть сданный непременно с триумфом экзамен, - так что «Дама с камелиями» станет не просто очередной премьерой, но спектаклем, в котором Большой попытается доказать, что он таки может все. Ну или плюнет и скажет: не очень-то и хотелось.

Придуманную Александром Дюма-сыном историю куртизанки, что любила, да не вышла замуж, потому что гордая была, Ноймайер превратил в балет еще в 1978 году. Сначала спектакль был поставлен в Штутгарте - так Ноймайер, начинавший в этой труппе, а к тому моменту уже получивший свой театр, почтил память рано умершего штутгартского худрука, Джона Крэнко. Затем балет был перенесен в Гамбург и Париж - и стал предметом вожделения всех балерин мира, желающих станцевать и сыграть эту трагическую историю, а также уверенных в себе танцовщиков - ибо балет нашпигован сложнейшими и красивейшими поддержками.

Действие спектакля происходит в двух временных пластах. В одном из них Маргарита (именно так звали героиню романа; в Виолетту ее превратил либреттист оперы «Травиата», сочиненной на этот сюжет) уже мертва. Жалкое имущество погибшей из-за чахотки куртизанки распродается на аукционе, а рядом с аукционным объявлением мается герой, Арман Дюваль, всплескивая руками и рыдая. Во «втором времени» идут его воспоминания о знакомстве, влюбленности и вынужденном (по требованию отца) разрыве с героиней - основной массив танцев, где нашлось место и эффектным бальным сценам, и загородной идиллии, куда увез из Парижа свою возлюбленную Арман, и отчаянному выяснению отношений. Кульминации в каждом из трех актов балета - знаменитые дуэты, которые по всему миру часто исполняют и в концертах, - они настолько психологически проработаны и танцы в них выстроены так изобретательно, что каждый из них превращается в мини-спектакль.

От романа Александра Дюма-сына и «Травиаты» эта «Дама с камелиями» отличается наличием «театра в театре»: Маргарита и Арман на сцене смотрят представление о Манон Леско и кавалере де Грие (также балетное, разумеется). В версии Ноймайера Манон - вульгарная продажная девица, погубившая искреннего поклонника; эта Манон становится кошмаром Маргариты, она боится быть похожей на нее, погубить карьеру возлюбленного и потому сама уничтожает свое счастье. Эффект «зеркала» всегда театрален - а в балетном спектакле еще и дает шанс блеснуть не только балеринам и премьерам, но и стоящим ниже по служебной лестнице солистам, которым удается заполучить небольшую роль.

Впрочем, на момент подписания номера в печать официальный каст еще не объявлен. А доносящиеся из театра слухи говорят лишь о «главной паре». В день премьеры, вероятно, Маргаритой станет Светлана Захарова, Арманом же - Эдвин Ревазов (гамбургский премьер, специально выписанный из родного театра). В следующих спектаклях можно ожидать дуэты Ольги Смирновой и Артема Овчаренко, а также Евгении Образцовой и Владислава Лантратова.

20-23, 25 марта, bolshoi.ru.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more