Фестиваль «Каринтийское лето» выдался русским

«Каринтийское лето» выдалось русским - в программе Мусоргский, Скрябин и Рахманинов, среди исполнителей - оркестр Федосеева, Андрей Коробейников и Семен Бычков
Феруччо Фурланетто исполнил песни Мусоргского/ Carinthischer Sommer - Neumuller

В Австрию БСО приехал из Франции, где на фестивале в Ла Рок д'Антероне выступал с пианистами Николасом Ангеличем и Лукасом Генюшасом. Несмотря на утомительный переезд, звучал он собранно. Открытием вечера для большей части публики стал Андрей Коробейников. 28-летнего пианиста уже можно называть одним из лучших в мире специалистов по Скрябину, первый же записанный им диск получил несколько наград во Франции, включая престижный Diapason d'Or за лучшую запись года. Его понимание Скрябина чувствовалось и в работе с оркестром, и в сыгранной на бис поэме Vers la flamme («К пламени»), где Коробейников не побоялся заочного сравнения с предшественниками. Существуют хрестоматийные записи этой пьесы Горовица и Аркадьева, рядом с ними молодой пианист звучит на равных.

Фестиваль «Каринтийское лето» - один из самых больших по продолжительности в Европе, он идет в городах Каринтии в июле и августе. В качестве сцен выступают не только концертные залы, но и руины крепости, и дом современного архитектора, и храмы, так что роль концертного фойе попеременно выполняют то старинное кладбище при церкви XI в., то лес вокруг часовни на вершине горы.

Программа многообразна: барокко, романтики, классики ХХ в. Их дополняет музыка современных авторов, часто созданная по заказу фестиваля, а также необычные сюжеты. Так, в одном из концертов соседствуют испанские импровизации XVI-XVII вв. (чакона, фолия, пассамеццо) и джаз. В афише есть даже кино - в рамках мини-программы, посвященной Бетховену, показывают фильм Маурицио Кагеля «Людвиг ван».

Публика вся своя: фестивалю 45 лет, среди его участников были Клаудио Аббадо и Готфрид фон Айнем, Леонард Бернстайн и Джон Элиот Гардинер, Арво Пярт и Лорин Маазель. Последний должен был в этом году выступать с Мюнхенским филармоническим оркестром в рамках майского гала-концерта каринтийского фестиваля, но тяжело заболел и отказался от турне (в июле Маазеля не стало). За пультом его сменил Семен Бычков. Помимо «Ромео и Джульетты» Чайковского и «Жизни героя» Рихарда Штрауса прозвучала Рапсодия на темы Паганини Рахманинова (пианистка - Хатия Буниатишвили из Грузии).

Филармонические и оперные оркестры - непременная часть каринтийской программы. В прошлом году оркестром Мариинского театра дирижировал Валерий Гергиев, в этом пригласили Владимира Федосеева с Большим симфоническим оркестром им. Чайковского. В программе Четвертая симфония Чайковского и редко звучащие в Австрии произведения Скрябина (впрочем, Скрябина во всей Европе играют редко, хотя слушают с интересом) - прелюдия для большого оркестра Reverie («Мечты») и Фортепианный концерт.

А уроженец Севастополя, ученик Владимира Крайнева Игорь Четуев часто выступает теперь аккомпаниатором Феруччо Фурланетто (в мае 2015-го им предстоит «Зимний путь» Шуберта в парижской «Гран-опера», что уже слышала Москва). Весной они исполняли программу из произведений Рахманинова и Мусоргского в Берлине, где, по свидетельству очевидцев, концерт завершился стоячей овацией. Публика в Оссиахе тоже выражала эмоции не стесняясь. Хотя местная церковь не вмещает весь объем голоса Фурланетто, особенно хорош был Мусоргский. Его «Песни и танцы смерти» - нелегкое испытание для любого, но итальянский бас смог передать драматизм цикла, прежде всего в «Колыбельной» и «Полководце».

До 27 августа в Оссиахе