В Пушкинском музее открыли выставку фотопортретов знаменитых фотографов

Выставка «В потоке времени...», открытая в Отделе личных коллекций Пушкинского музея, представляет фотографии из коллекции Лолы Гаридо. В основном это фотопортреты и фотографии моды, снятые европейскими и американскими классиками и знаменитостями
Лизетт Модел. Из серии «Маски». 1961/ © Lola Garrido Collection

Фотографические выставки в Пушкинском музее строятся так же традиционно, как и выставки живописные: предпочитаются шедевры и рассказывают о них так, словно зритель понятия не имеет о существовании даже хрестоматийных художников. Не берусь оспаривать этот прием, наверное, так и правильно, но завсегдатаи Московского дома фотографии и информированные любители фотографических выставок вряд ли найдут на «В потоке времени...» неизвестный им снимок и уж точно не обнаружат незнакомого фотографа. Не то чтобы все 84 работы 53 мастеров памятны наизусть, но каждый снимок мог бы входить в сборник, представляющий фотографию как искусство, почти каждый где-то мелькал.

Выставка шедевров, естественно, обречена на успех - экспонаты выше всех похвал, проверенные временем, да еще в таком любимом и гуманном жанре, как портрет. Ну а концепция может остаться и незамеченной. Такой и остается, потому что творческая и человеческая индивидуальность Дианы Арбус, Ман Рэя, Эдуарда Бубы, Александра Родченко или криминального репортера Уинджи не позволяют сделать их по-разному исключительные снимки только иллюстрациями к истории жанра фотопортрета и одна-две фотографии не дают возможности понять суть их важных отношений с камерой и жизнью. Так что стоит отключить голову и смотреть прекрасные снимки только для удовольствия, как выставочный luxury-набор портретов и гламурной фотографии, собранный женщиной с отменным художественным вкусом.

Лола Гаридо - испанская дама с гуманитарным образованием, большой кураторской практикой и многолетним опытом работы в различных культурных организациях. Она исключительно просвещенный коллекционер, собирающий только лучшее и то, что ей самой нравится. Вот фотографии Мэрилин Монро, рассказывает Лола, появились в коллекции потому, что ее всегда волновала эта актриса, еще с детства, а потом она познакомилась с женой Артура Миллера, вы понимаете, вот такая связь. То, что коллекция собиралась по любви и для удовольствия, очень видно - на выставке нет ничего принципиально неэстетичного, шокирующего, жесткого и драматичного. На вопрос, есть ли в ее коллекции фотографии неизвестных авторов, но нравящиеся ей, Лола Гаридо отвечает, что есть, но они не интересны музеям.

Даже одна из знаменитых фотографий ХХ в. - «Мать переселенцев», портрет измученной бедностью Флоренс Томпсон, сделанный Доротеей Ланг (более традиционное у нас написание, чем Ланж) и ставший символом американской Великой депрессии, со временем потерял свой обличительный пафос. Особенно в соседстве с ухоженными и причесанными манекенщицами, снятыми Уильямом Кляйном для модного журнала («Испанская лестница»).

И совсем непонятно, как попала на выставку портретов фотография утюга с шипами на подошве. «Подарок» - знаменитое изображение, сделанное великим Ман Рэем, чья большая выставка прошла в тех же залах Отдела личных коллекций меньше года назад. Но то была не Пушкинским музеем составленная экспозиция, и там никаких нонсенсов быть не могло. Еще неуместнее смотрится среди красоты фотография смерти ополченца Роберта Капы.

«Тенденции представления человеческого лица с течением времени и в процессе развития фотографии сильно менялись, и не только из-за эволюции культуры в целом, но также благодаря появлению новых технологических процессов съемки», - пишет куратор выставки Ольга Аверьянова. Сегодня процесс съемки стал настолько легок, что грозит полностью уничтожить фотографию, превратившуюся скорее в результат массового психоза, чем в способ фиксации потока времени. Когда каждый нажимает на фотозатвор по несколько раз за день и изображение теряет ценность.

Выставка открыта до 18 января