Стиль жизни
Бесплатный
Алексей Мокроусов
Статья опубликована в № 3732 от 08.12.2014 под заголовком: Штраус без изъятий

В Вене открыта выставка, посвященная Рихарду Штраусу

В Вене показывают выставку о Рихарде Штраусе - самом популярном оперном композиторе ХХ в.
2-й акт «Кавалера розы». Зал во дворце барона Фаниналя
Theatermuseum, Wien

Моцарт! Как он пишет! Я так не могу» - в этом восклицании весь Рихард Штраус, 150-летний юбилей которого стал в этом году главным событием мировой музыкальной жизни. В Театральном музее Вены показывают выставку «Язык уже несет в себе пение...», посвященную его операм. Всего их полтора десятка, не считая музыкальной комедии «Тень осла».

Первые две оперы Штрауса сегодня не ставят, а вот начиная с «Саломеи», поразившей современников диссонансами, Штраус написал несколько шедевров, в том числе «Кавалера розы», по популярности способного соперничать с Моцартом. Последний все равно побеждает, но композиторов сближает союз с гениальными либреттистами. Роль Да Понте для Штрауса выполнял Гуго фон Гофмансталь, писавший ему оригинальные тексты. Гофмансталю и созданным с его участием «Электре», «Кавалеру розы» и «Женщине без тени», а также «Саломее» на выставке уделено особое внимание. Показывают, в частности, эскизы к сценографии Гордона Крэга к «Электре», а также знаменитых костюмов и декораций Альфреда Роллера (1864-1935), одного из основателей Сецессиона. Ему во многом обязана успехом эстетическая революция Густава Малера в венской опере. Позднее Роллер работал с Максом Рейнхардтом, втроем вместе со Штраусом они основали фестиваль в Зальцбурге. Их тройственная переписка - важнейший источник для историков.

Работы Роллера хранятся в Театральном музее, обладающем и большой коллекцией автографов Штрауса - более 500 единиц, от писем до партитур. Особый интерес вызывают материалы, связанные с годами национал-социализма. Композитора пытались сделать главным композитором рейха, но на посту председателя имперской музыкальной палаты он оставался недолго. Аполитичный Штраус стремился поддерживать друзей-евреев, сам платил авторские вдове Гофмансталя и Стефану Цвейгу (тот написал либретто «Молчаливой женщины») - оба соавтора были евреи, что ставило в тупик составителей афиш при нацизме. В итоге «неправильные имена» предпочитали опускать, но история расставила все по местам. Авторское право сильнее идеологии - напоминание тем, кто сегодня думает иначе.

До 9 февраля

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more