В парижском Гран-пале проходит выставка Ники де Сен-Фалль

В парижском Гран-пале проходит выставка Ники де Сен-Фалль - хотя запланированная было «длинная ночь» в ее программе отменена
AFP

Громадные расписанные толстухи и настоящий тир, где публике предлагалось стрелять из ружей по мешочкам с красками, экспериментальные фильмы и раскрашенные в десяток цветов фонтаны... Чем только ни занималась Ники де Сен-Фалль (1930-2002), скульптор-самоучка, художник и просто красавица! Все ее таланты представляет сейчас огромная ретроспектива в парижском Гран-пале - первая за 20 лет на берегах Сены: 200 работ, множество неизданных архивных материалов (весной выставку покажут в Музее Гуггенхайма в Бильбао).

Ники прожила такую бурную жизнь, что в итоге была вынуждена написать две автобиографии. Одна не вмещала всех событий - французское детство (она родом из богатой аристократической семьи), юность в Нью-Йорке, путешествия по Европе, сотрудничество с глянцевой прессой (все из-за красоты), развод ради нового брака с великим скульптором Жаном Тэнгли... Сен-Фалль была одним из лидеров «новых реалистов» (под этим названием на рубеже 50-60-х объединились в группу разные художники, от Ива Кляйна и Армана до Сезара и Кристо), испытывавших - в противовес абстракционистам - интерес к материалу, предмету и человеческому телу. Они устраивали хеппенинги, увлекались боди-артом, создавали огромные шумящие машины, включать которые доверяли самой публике. Соучастие зрителя в художественном процессе - один из принципов этого искусства, отсюда и игра в тир на выставках самой Сен-Фалль, чья популярность соперничала с популярностью Пикассо и Энди Уорхола и одновременно - с Брижит Бардо. Феминистские мотивы в ее творчестве играли важнейшую роль (современники вовсю спорили о контрацепции и абортах, искусство не могло остаться в стороне), но это не помешало самой Сен-Фалль стать звездой буржуазной культуры. Сегодня работы Ники найдешь даже в инсбрукском музее «Кристальные миры Swarovski»: роскошь и люкс знают, чем привлечь аудиторию.

Хватало в ее творчестве и религиозной критики. При жизни вроде бы обошлось без эксцессов, но последствия проявились позже. В Гран-пале собирались провести «длинную ночь», открыв 31 января выставку в режиме нон-стоп на 24 часа - публика обычно ценит такие идеи. Но объявленную уже акцию отменили «в связи с актуальным контекстом». Так выстрелы в редакции «Шарли Эбдо» отозвались эхом не только в настоящем.

Париж, до 2 февраля.