Статья опубликована в № 3801 от 31.03.2015 под заголовком: Как набирают скорость

В Новосибирске во второй раз проходит Транссибирский арт-фестиваль

У себя на родине его проводит выдающийся скрипач Вадим Репин
Вадим Репин выступает в каждом концерте фестиваля
Alexander Ivanov

Транссибирский арт-фестиваль отвечает своему названию: много гостей, большие расстояния. Имя Репина – повод для появления на берегах Оби мировых звезд, таких как пианисты Рудольф Бухбиндер и Жан-Ив Тибоде, дирижер Шарль Дютуа, а также знаменитый учитель Репина, Максима Венгерова и других звезд Захар Брон (он выйдет на сцену 1 апреля вместе с легендарным Иври Гитлисом). Приехали и певцы: фестиваль открылся концертом из произведений Чайковского с участием солистов европейских опер Елены Белкиной, Анны Самуил и Дмитрия Попова; Новосибирским академическим симфоническим оркестром дирижировал Гинтарас Ринкявичус. В программе помимо концертов художественная выставка и показы документальных фильмов о музыке. Английский режиссер Джон Бридкат привез новые, сделанные для Би-би-си ленты об истории реквиема как жанра и о Герберте фон Караяне (биографию дирижера смотришь легко, словно читаешь статью «Википедии», не углубляющуюся в проблемы). В прошлом году он уже показывал свои работы новосибирцам. Так Бридкат стал первым и пока единственным исключением из правила, принятого организаторами, – приглашать лишь новых гостей.

Фестиваль уже часть биографии не только недавно открытого зала им. Арнольда Каца (его акустику улучшили в этом году), но и города. Многие участники проводят мастер-классы в музыкальных школах – редкий опыт для детей встретиться со звездами такого уровня, как альтист Максим Рысанов и виолончелист Александр Князев. Школьники и сами вышли на сцену – в концерте «Дети – детям» выступил оркестр «Блестящие смычки».

Что ждет в 2016-м

Планы на будущий год еще обсуждаются, но одно событие произойдет почти наверняка: Транссибирский арт-фестиваль совершит прыжок в пространстве и отправится на несколько дней в Тель-Авив для выступлений с израильским симфоническим оркестром под управлением Джеймса Джадда. Главными участниками проекта станут дети из музыкальных школ Новосибирска.

Фестиваль проходит в семи городах. Его особенностью можно считать концерты в районных центрах. Если наличию Академгородка в афише удивляться не приходится (он не только важный научный центр страны после столичных, но и административно часть областного центра), то поездка музыкантов в Бердск и Искитим – событие. Публика в Бердске, депрессивном с точки зрения промышленности городе, выглядит не случайной, дети 6–8 лет сидят полтора часа как шелковые, не зря новосибирская филармония регулярно проводит в городе концерты. Но и для продвинутого зала редко звучащий квинтет Танеева, да еще в конце шедшего без антракта вечера, мог бы стать испытанием. Атмосфера же напомнила о поре романтизма, когда слова о единении исполнителей и слушателей не звучали еще дежурным штампом. Помимо Репина, Рысанова и Князева в исполнении участвовали скрипачка Анна Танака и пианист Константин Лифшиц.

Расширение географии важно не только с точки зрения престижа. Западным музыкантам нравится, что в один приезд они выступают в нескольких городах с разными оркестрами – как американский дирижер Леонард Слаткин. В Новосибирске и Красноярске он дирижирует российской премьерой увертюры для оркестра Circuits (1990) американского композитора Синди Макти.

Репин играет практически в каждом концерте (исключением станет 5 апреля, когда концерты идут в Омске, Новосибирске и Красноярске). Он появился и в концерте интернационального по составу ансамбля «Лендвай и друзья». Йожеф Лендвай – виртуозный скрипач, способный играть и Баха, и цыганскую классику, и чардаш (фольклор у него зажигателен, стоило ради него сократить первое отделение из хитов классики). Еще недавно приглашение такого ансамбля смотрелось бы выпадением из концепции, сегодня же оно воспринимается как триумф мультижанровости.

Есть в программе и мировая премьера – посвященный Вадиму Репину и созданный по заказу фестиваля концерт № 3 для скрипки с оркестром Леры Ауэрбах De Profundis. Еще недавно СМИ писали об американском композиторе родом из Челябинска как о «незамеченном сокровище России», а сама композитор утверждала: «Тот факт, что Россия самая равнодушная ко мне страна, стал для меня источником постоянной печали» (последняя отражается не только в музыке, но и в стихах Ауэрбах, с которыми та познакомила на творческой встрече и новосибирскую аудиторию). Сегодня назвать Ауэрбах незамеченной трудно, ее балет и оперу поставили в Москве. Отмеченный печатью Шнитке скрипичный концерт не выглядел особо трудным для Репина и новосибирского оркестра, которым на этот раз дирижировал Дмитрий Юровский. Практика мировых премьер будет продолжена на фестивале и в следующие годы.