Статья опубликована в № 3815 от 20.04.2015 под заголовком: Сезон Королевы

«Золотая маска» завершилась триумфом Перми

«Королева индейцев» получила целых пять наград
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Теодор Курентзис четырежды поднимался на сцену за наградами
Михаил Метцель / ТАСС

Церемония награждения лауреатов, которая прошла на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, не обошлась без толики разрешенной фронды. Перед тем как вручить режиссеру Михаэлю Тальхаймеру премию за постановку «Тартюфа», отмеченную как лучший зарубежный спектакль, актриса Ингеборга Дапкунайте совершила экскурс в историю, рассказав, что пьесу Мольера в свое время запрещено было не только играть, но даже читать, а сегодня она все еще актуальна, раз актуальны попытки использовать религиозные чувства в корыстных целях. Министр культуры Владимир Мединский (он вышел наградить за поддержку искусства компанию «Северсталь» и воронежского губернатора Алексея Гордеева) был встречен неумелым свистом и не был сразу согнан со сцены лишь потому, что с ним вместе вышла заложницей ни в чем не повинная актриса Дарья Мороз. Однако в середине речи министра из дальнего конца зала раздался выкрик «Верните Тангейзера!», который был поддержан долгими аплодисментами. Министр сохранил самообладание и даже попытался отшутиться. Но и в благодарственных речах некоторых лауреатов звучала мысль, что на фоне общей растерянности жюри «Золотой маски» – один из последних бастионов здравого смысла.

Опера и мюзикл

Действительно, в этом году жюри снова выказало здравомыслие и профессионализм – во всяком случае, жюри музыкального театра, которое возглавлял режиссер Андрейс Жагарс. Жаль, конечно, что многие отличные оперные спектакли остались без наград – но слишком уж хороша оказалась пермская «Королева индейцев». Пять «Масок» – за лучший спектакль, лучшую режиссуру Питеру Селларсу, лучшую дирижерскую работу Теодору Курентзису, лучшую женскую роль Надежде Кучер. И в подтверждение качества – независимая от жюри премия критики. Пермский театр сделал работу феноменально цельную и подлинную по смыслам и чувствам. Совокупность наград образовала своего рода Гран-при – спектакль явно признан лучшим в российском театральном сезоне вообще, не только в опере.

Знак почета

В числе лауреатов «Золотой маски – 2015» также выдающийся немецкий режиссер Петер Штайн. Он награжден не за постановку «Аиды» в Театре Станиславского и Немировича-Данченко, которая в конкурсе осталась без премий, а в почетной номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». В этой номинации также награждены Майя Плисецкая, Армен Джигарханян и другие артисты старшего поколения.

Жюри все же отметило «Дон Карлоса» Большого театра (Дмитрий Белосельский награжден за лучшую мужскую роль – короля Филиппа) и Dido «Новой оперы» (спецприз дирижеру Дмитрию Волосникову и его ансамблю).

Спорным решением стало неприсуждение приза в композиторской номинации. Жюри оказалось поставлено в ситуацию выбора между двумя крайностями – либо минимализм Майкла Наймана (Dido), либо авангард Дмитрия Курляндского («Носферату») – и предпочло премию вообще не выдавать. Решение, встреченное многими в штыки, объективно: ни живой британский классик, ни наш молодой лидер на этот раз не создали чего-то художественно безусловного – что особенно почувствовалось на фоне «Королевы индейцев».

Бывали годы, когда без «Масок» оставались целые номинации, например «мюзикл». В этом году все в порядке: победил петербургский «Чаплин» (лучший спектакль, лучшая артистка Мария Лагацкая-Зимина, лучший артист Евгений Зайцев), хотя лучшим режиссером в жанре назван Владимир Панков («Машина», «Гоголь-центр»), а спецпризом жюри награжден также спектакль «8 женщин» (пермский «Театр-театр»), в этом же спектакле отмечены лучшие работы художника и художника по костюмам в музыкальном театре – Виктор Шилькрот и Ирена Белоусова.

Балет и танец

Ярких премьер в области хореографии в прошлом сезоне было немного, а настоящих событий – просто наперечет. И именно между ними, практически не размениваясь ни на что второстепенное, жюри поделило свои награды. Это «Укрощение строптивой» Большого театра, «Цветоделика» Екатеринбургского театра оперы и балета и «Экспонат. Пробуждение», представленный Александринским театром. Работа фантастического француза Жан-Кристофа Майо, которого впервые за несколько десятилетий удалось оторвать от его родного Балета Монте-Карло ради нескольких месяцев работы в Москве и создания оригинальной постановки для Большого театра, представила современный классический балет на взлете – тонкий, изящный, драматургически виртуозный, упоительно сложный для исполнения и вбирающий зрителя как воронка. Ему досталась главная балетная награда – за лучший балетный спектакль, а также две «Маски» за лучшую женскую (Екатерина Крысанова) и мужскую (Владислав Лантратов) роли. Но вот лучшим хореографом признали не мирового классика – и это сенсация, – а Вячеслава Самодурова, три года подряд придумывающего такую непереводимую игру ног для труппы Екатеринбургского театра, что она уже завоевала себе место в ряду ведущих российских балетных трупп. Объединив в «Цветоделике» музыку Чайковского, Пярта и Пуленка, хореограф вновь дал возможность продемонстрировать себя оркестру под управлением Павла Клиничева, который награжден как лучший дирижер в балете.

«Экспонат. Пробуждение» Анны Абалихиной тоже вряд ли останется событием одного сезона – это тот уникально редкий случай, когда отечественному современному танцу не приходится извиняться за то, что он проник к нам на территорию подпольно, на несколько десятилетий позже, чем начал развиваться в Америке и Европе. Абалихина представила спектакль-перформанс, в котором идея и хореографическая форма отвечают лучшим сегодняшним образцам жанра, причем они соединены с безупречной работой всей команды – от исполнителей до художников по свету (Евгений Афонин, Сергей Васильев), признанных лучшими в музыкальном театре.

Драма, куклы, эксперимент

По решению жюри драматического театра, в котором председательствовал Анатолий Смелянский, три из четырех наград, присуждаемых театру кукол – за лучшую работу режиссера, актера и художника, – собрал спектакль Евгения Ибрагимова «Когда я снова стану маленьким», но приз за лучший спектакль достался «Куккафе «У Шекспира» Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской, руководителей знаменитого театра «Тень».

Теперь о драме. Хорошие новости: лучшей женской ролью было признано пятичасовое исполнение Блока молодой актрисой Ксенией Орловой («Возмездие 12» Клима), а премию за лучшую мужскую роль взял Игорь Миркурбанов, сыгравший черта и Федора Павловича в «Карамазовых» Константина Богомолова. Это победа не только самих артистов, но и нового режиссерского мышления, поскольку эксперименты Богомолова и Клима в первую очередь затрагивают именно актера. Так себе новости: выдающиеся решения жюри на этом заканчиваются.

Лучшим драматическим спектаклем большой формы признан «Вишневый сад» Льва Додина – эту, бесспорно, достойнейшую работу наградили просто за профессионализм, поскольку здесь нельзя говорить о какой-то исключительной роли в театральном процессе. Победителем в малой форме стала смелая, но далеко не безупречная постановка Джулиано ди Капуа «Жизнь за царя». Приз за лучшую работу режиссера в третий раз достался Юрию Бутусову («Три сестры»), а лучшей работой художника признана сценография Марии Трегубовой («Алиса»), для которой нынешняя награда тоже стала третьей по счету.

Досадно, что награды не досталось Группе юбилейного года – команде, которая в течение сезона ставила спектакли и проводила выставки к 50-летию Театра на Таганке. В конкурсе «Эксперимент» ее представлял любопытнейший документальный спектакль Семена Александровского «Присутствие», посвященный шедевру Юрия Любимова «Добрый человек из Сезуана», – победила тем не менее постановка Светланы Земляковой «Петр и Феврония». Кроме того, Александровский боролся (безуспешно) за режиссерскую премию. Новая стратегия работы с бюджетной площадкой, нестандартные подходы к документальному материалу, уровень высказывания – всех этих доводов оказалось недостаточно для специальной премии жюри, которую теоретически могли бы присудить проекту в целом (обладателями этого приза стали новосибирский актер Лаврентий Сорокин, сыгравший в спектакле «Крейцерова соната», и воронежский спектакль «День города» Михаила Бычкова).

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more