Статья опубликована в № 3821 от 28.04.2015 под заголовком: Все, что движется

Омский фестиваль дебютов «Движение» раздал призы

Общей темой фильмов начинающих режиссеров стала борьба с телесными недугами
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
За две серии «Красных браслетов» Наталья Мещанинова получила две главные награды фестиваля «Движение»
Кинофестиваль «Движение»

Национальный кинофестиваль дебютов в Омске с каждым годом прибавляет не только в объеме, но и в качестве той молодой каши, которая здесь варится. «Движение» № 3 подтвердило – даже не столько своими официальными итогами, за которые пусть отвечают три жюри, сколько содержанием пяти дней фестивальной жизни на трех основных площадках и между ними, – что движение идет в верном направлении.

Так вышло, что дебютное кино новейших времен выбирает для своих фестивальных презентаций сибирские просторы, и сегодня уже очевидно, что Омск не согласен существовать в тени Ханты-Мансийска, даром что тамошний «Дух огня» старше трехлетнего омского начинания в несколько раз и с рождения носит международный титул. Оставаясь в национальных границах, «Движение», однако, не чувствует себя стесненно и берет не географическим размахом, а интенсивностью разработки доставшейся ему территории.

В прошлом году к игровому конкурсу прибавилось соревнование дебютантов в коротком метре – теперь появилась документальная конкурсная секция, причем отнюдь не на правах приживала: ее фильм-победитель «Дуракам здесь не место» стал для многих главным событием «Движения» № 3. По сути, это монтаж открыто выложенных в YouTube видеодневников реального молодого человека, аттестующего себя православным деятелем и выставляющего напоказ свои очевидные психические отклонения. Автор фильма, радикальный художник-акционист Олег Мавроматти, недвусмысленно распространяет его, деятеля, персональное нездоровье и несчастье на глобальное самочувствие родной страны с ее поврежденным пропагандой сознанием.

Музыка навеяла

В негласном соревновании за звание самого яркого события фестиваля основным конкурентом фильма Олега Мавроматти стал сольный концерт Алисы Хазановой, исполнившей песни омича Егора Летова в неожиданной изящной музыкальной адаптации Игоря Вдовина. Никогда еще главные слова русской ненормативной лексики не звучали с такой грустной задушевностью, как у Хазановой – балерины в прошлом, драматической актрисы в настоящем, а теперь еще и оригинальной певицы.

К выловленному в сети антигерою Мавроматти настолько же безжалостен, насколько Роман Супер, автор фильма «На кончиках пальцев», исполнен сочувствия к своей героине – 28-летней Наде Кузнецовой, вся жизнь которой есть борьба с тяжелейшим и неизлечимым генетическим заболеванием, делающим эту жизнь невыносимой. Родная страна тоже маячит довольно зловещей – на этот раз равнодушной – тенью за плечом молодой женщины, запертой в теле больного ребенка, чья «жизнь без кожи» не метафора, а почти буквальная правда ежедневного существования. Документальный фильм Романа Супера, помещенный идеологами «Движения» в игровой конкурс, в своей художественной убедительности значительно уступает недавнему фильму Любови Аркус «Антон тут рядом», который здесь с неизбежностью вспоминается, но кинематографические достоинства – последнее, о чем хочется и стоит думать в связи с «Кончиками пальцев». Они не только получили приз зрительских симпатий, но и были отмечены жюри главного конкурса, причем самым точным способом: приз за лучшую женскую роль превратили в приз главной героине – Наде.

Идейными родственниками «Кончиков пальцев» выступили «Красные браслеты» Натальи Мещаниновой (с их помощью игровой конкурс был также расширен – теперь в телевизионную сторону). «Браслеты» – это сериал, наша адаптация испанского формата. Больничная история шестерых ребят, которые любят жизнь, так несправедливо с ними обошедшуюся, и в этой любви ищут и находят спасение от недугов и уныния. На фестивале показали только две начальные серии «Браслетов», однако для судей с Кареном Шахназаровым во главе этого оказалось достаточно, чтобы выделить фильм Мещаниновой в списке конкурсантов двойной жирной чертой: Гран-при и приз за режиссуру.

Единственной неточностью основного жюри представляется решение наградить за лучшую мужскую роль Артема Алексеева, сыгравшего сына в фильме «Поездка к матери» (мать там тоже болеет и даже умирает, а затем еще и сын погибает). Главный герой – очевидная промашка Михаила Косырева-Нестерова, который через несколько лет после снятого на Кубе живого и терпкого «Океана» вынырнул с квазиевропейской «Поездкой», уверенно и с шиком снятой Олегом Лукичевым (операторский приз – без вопросов), но какой-то совсем безжизненной. Даже юная Адель Экзаркопулос, сыгравшая у Косырева еще до своего каннского триумфа, выглядит тут тенью самой себя.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more