«Новая опера» закрыла сезон и объявила планы на следующий
В театре причудливо смешиваются творческий поиск и боевая атмосфераСегодня исполняется ровно 1000 (тысяча) дней, как театром руководит директор Дмитрий Сибирцев. Он один из тех новых людей, что были назначены руководителями культурных объектов в эпоху Сергея Капкова. Мир искусства не отличается толерантностью, и Сибирцеву пришлось многое вытерпеть от сторонников прежних порядков – начиная с писем в инстанции, кончая нападением на членов его семьи. Нужно быть редким сторонником дела, чтобы в подобной атмосфере рождать и воплощать творческие планы. Однако за последние три сезона театр привлек новые кадры и существенно расширил репертуар: например, именно в «Новой опере» состоялась первая в истории московская премьера «Тристана и Изольды» Вагнера.
В истекшем сезоне театр тоже выдал эффектные премьеры – «Свадьбу Фигаро» Моцарта и «Ромео и Джульетту» Гуно, а спектакль Dido, поставленный в предыдущем сезоне и состоящий из оперы Перселла «Дидона и Эней» и специально написанного к ней пролога Майкла Наймана, получил «Золотую маску».
На будущий сезон запланирована «Саломея» Рихарда Штрауса: музыкальное руководство спектаклем взял на себя главный дирижер театра Ян Латам-Кениг, а постановку доверили молодым, но уже показавшим себя режиссеру Екатерине Одеговой и художнику Этели Иошпе (их камерный спектакль «Дневник исчезнувшего» в фойе театра оказался удачен). Вместо обещанной «Манон Леско» Пуччини пойдет его же много более ходовая «Богема» – зато она лучше ложится на голоса солистов театра. Спектакль сделают дирижер Фабио Мастранджело и режиссер Георгий Исаакян. Ближе к концу сезона «Новая опера» надеется свершить то, чего не сделал Большой театр: поставить старую оперу, а именно «Пиковую даму» в традиционном стиле. Это не проще, чем сделать авангардную постановку, но задача возложена на опытных дирижера Юрия Симонова и режиссера Вадима Милкова.
Больше интригуют «Диалоги и двойники» – программа январского крещенского фестиваля, где парами пройдут (в концертном исполнении) оперы, написанные на одни и те же сюжеты, – «Ромео и Джульетта» Гуно и «Монтекки и Капулетти» Беллини, «Алеко» Рахманинова и «Цыгане» Леонкавалло, «Саломея» Штрауса и «Иродиада» Массне. В Доме музыки, где в отличие от самого театра есть орган, «Новая опера» споет два Реквиема – Моцарта и Эндрю Ллойда Уэббера.
Органа в театре нет, но теперь есть клавесин, а в труппу взят контратенор Артем Крутько – значит, ожидаются концертные программы в стиле барокко. В штат пришли и другие певцы, в частности сопрано Ирина Боженко, так хорошо спевшая в этом сезоне Джульетту, тенор Сергей Романовский и другие.
Продолжится фестиваль «Вокальные перекрестки», в ходе которого сам директор Сибирцев садится за рояль и аккомпанирует камерную музыку солистам труппы. Теперь он посчитал правильным распределить между солистами и шестью концертмейстерами театра все камерное наследие Георгия Свиридова – благо в этом году классику советской музыки исполнится 100 лет.
Тысяча дней не 100 лет, и Дмитрий Сибирцев не знает, сколько еще времени ему отведено на директорском посту, – старается только работать в органичном темпе, не затягивая решений, но и не спеша с ними. В репертуаре все еще остаются оперы, идущие в «Новой опере» со времен основателя театра Евгения Колобова в его экстравагантных редакциях. А самый отдаленный план, оглашенный директором на сегодняшний день, – фестиваль, приуроченный к 400-летию со дня смерти Шекспира, который пройдет в сезоне 2016/17 г.: в его рамках в театре состоится премьера оперы Верди «Макбет».