Стиль жизни
Бесплатный
Алексей Мокроусов
Статья опубликована в № 3895 от 14.08.2015 под заголовком: Сын за отца

Конкурс дирижеров в Зальцбурге принес победу Лоренцо Виотти

25-летний потомственный музыкант – отнюдь не новое имя, он уже выступал даже в России

Конкурс молодых дирижеров в Зальцбурге прошел при поддержке фирмы Nestle уже в шестой раз. Молодость не помешала ему стать кузницей кадров для европейских театров – многие из лауреатов возглавляют сегодня оркестры в разных европейских странах. Так, лауреат 2010 г. немец Давид Афхам стоит у пульта Национального оркестра Испании, а победившая два года спустя литовка Мирга Гражините-Тила руководит оперным театром в самом Зальцбурге. Лучше же всех в России знают победителя 2011 г.: латыш Андри Рубикис в течение трех последних лет работал главным дирижером Новосибирского академического театра оперы и балета и покинул свой пост после постыдной истории с увольнением его директора Бориса Мездрича (Рубикис был одним из немногих музыкантов «при должности», кто публично высказался в поддержку режиссера «Тангейзера» и опального директора, осудив тем самым кадровую политику Министерства культуры Мединского).

Во многом профессиональный успех зальцбургского конкурса связан с составом жюри. В нынешнем году, например, его почетным президентом стал Пласидо Доминго, председателем – руководитель оркестров Линца и Базеля Деннис Рассел Дэвис. Среди его членов не только звезды искусства, такие как певица Ангела Деноке и композитор Марк-Анри Дальбави (в прошлом году на фестивале показывали его оперу «Шарлотта Саломон» в постановке Люка Бонди), но и люди, определяющие настоящее музыкального менеджмента в Европе, – вопрос о занятости лауреатов можно считать решенным. Это в том числе концертный директор Зальцбургского фестиваля Флориан Виганд и будущий интендант Зальцбурга Маркус Хинтерхойзер. Присутствие этих двоих особенно важно, ведь победитель выступает с Венским симфоническим оркестром в Зальцбурге.

За что боролись

Денежный приз конкурса дирижеров составляет 15 000 евро. 7 августа 2016 г. Лоренцо Виотти встанет в Зальцбурге за пульт Симфонического оркестра Венского радио. Концерт запишут на компакт-диск – только что появился, например, диск с записью победителя 2014 г. француза Максима Паскаля.

В этом году за премию боролись 65 человек из 31 страны. Из них отобрали восемь человек, которые играли перед жюри, но не для публики, произведения Шёнберга, а также наших современников – предпочтение современности определено условиями конкурса, для прослушивания надо приготовить опусы, созданные после 1950 г. На отборочном туре на выбор предлагались, в частности, пьесы Вольфганга Рима и Сальваторе Шаррино. В финал попали трое – 25-летняя литовка Гиедре Шлеките, 25-летний итальянец Лоренцо Виотти и 24-летний чех Иржи Рожен (он учится в зальцбургском Моцартеуме у того же Рассела Дэвиса, местная публика считает его своим).

Каждый играл концерт из четырех произведений – одно современное, одно небольшое классическое, арию Моцарта и симфонию. Солистов пригласили из участников программы молодых певцов, выбор был удачный, имена меццо-сопрано Катрионы Морисон и сопрано Федерики Ломбарди скоро наверняка появятся на афишах.

Программы были полны не только известных вещей: так, Лоренцо Виотти играл Вторую симфонию Шумана, а Рожен - одну из симфоний Мирослава Кабелача (1908–1979) – впрочем, у чешского классика все звучит редко. Его малая известность на Западе, как и в России, – явный упрек музыкальной и интеллектуальной элите.

Победил Виотти, это было очевидное решение. Как сказал на вручении премии Рассел Дэвис, все финалисты замечательны, но в данный момент Виотти на пару шагов впереди. Он играет не просто уверенно и точно, но с той внутренней силой, из которой в итоге рождается харизма.

В биографии Виотти скромно говорится, что он рос в Швейцарии в итало-французской музыкальной семье. Ни для кого не секрет, что он сын дирижера Марчелло Виотти (1954–2005). К 25 годам Лоренцо сделал блестящий старт карьеры, которым отец бы гордился. Виолончелист по первому образованию, два года назад он выиграл дирижерский конкурс в Кадакесе и с тех пор выступил с такими оркестрами, как Барселонский симфонический, филармонический Би-би-си и Национальный оркестр Франции, а также «Ля Фениче». Год назад он дирижировал в Эрмитажном театре Петербурга, в этом – уже в парижском Шатле.

Не очень понятно, зачем профессионалу такого класса еще нужны конкурсы, но раз возраст позволяет – в Зальцбурге он ограничен промежутком 21–35 лет, – почему бы и нет.

Зальцбург

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more