Стиль жизни
Бесплатный
Петр Поспелов
Статья опубликована в № 3920 от 18.09.2015 под заголовком: История против искусства

Владимир Юровский открывает сезон тремя выступлениями с Госоркестром имени Светланова

С ним вместе – великолепные солисты

Первая программа, открывшая сезон ГАСО, была сыграна в Большом зале консерватории (БЗК), где опытное поколение слушателей привыкло слушать Госоркестр с Евгением Светлановым. Концерт и был посвящен его памяти, хотя акцент был выбран необычный: Юровский вспомнил о Светланове не только как эталонном исполнителе музыки Рахманинова (тут все согласно кивнули), но и как об открывателе новых партитур – Мессиана, Веберна, Хиндемита. Юровский пообещал продолжить дело великого предшественника и сыграть к 80-летию оркестра (оно наступит в 2016 г.) 80 мировых и российских премьер – если, конечно, хватит концертов.

От слов Юровский перешел к делу и исполнил опус Владимира Тарнопольского «Дыхание исчерпанного времени», написанный по заказу Мюнхенского биеннале еще в 1994 г., но в России до сих пор не исполненный. Огромного состава оркестр действительно задышал всеми имеющимися жабрами: более совершенного владения тембрами и их сочетаниями, чем у Тарнопольского, представить невозможно. Однако за 20 лет опус, увы, устарел, как устарела сама его творческая программа: «В этой пьесе я пытался мыслить музыкальное время как «медленное время». Я представлял себе ее как звучащую метафору гигантского «Соляриса» Андрея Тарковского». Сегодня выстроить пьесу из звуковых объектов, каждый из которых имеет свой, непременно медленно проявляющий себя алгоритм, способен любой электронщик, отнюдь не владеющий оркестровым искусством, а апелляция к Тарковскому стала общим местом, в котором мы, правда, до сих пор встречаем и далеко не наивных авторов вроде Хайнера Геббельса или Ларса фон Триера.

Вечер был построен по традиционной схеме «пьеса – концерт – симфония», и на втором месте шел редкий Второй скрипичный концерт Бартока – сочинение, в котором не самым миролюбивым образом соседствуют жесткий модернизм и открытая эстрадность. Свести воедино крайности удалось скрипачке Патриции Копачинской, чье выступление оказалось в равной степени музыкальным и театральным. Босая, в рваном алом платье, она исполнила танец со скрипкой в руках, не растеряв интонаций и придав музыке волнующую импровизационность. Успех был так велик, что потребовался бис: Копачинская с концертмейстером оркестра Сергеем Гиршенко сыграла пьесу Дьердя Лигети в фольклорном стиле.

Первая симфония Рахманинова, испытавшая провал при жизни автора, была сыграна Госоркестром роскошно и почтительно – трудно сказать, какая из групп звучала лучше. В симфонии немало удивительных красот, сложенных с выдумкой и в несомненном индивидуальном стиле. Вместе с тем симфония словно разваливается на куски, ей недостает убедительности хода, которой Рахманинов добился в своих более поздних шедеврах. Таким образом вечер сложился из трех произведений, имеющих неоднозначный художественный и неоспоримый исторический интерес.

По контрасту на втором вечере в прекрасном зале «Филармония-2» в Олимпийской деревне звучал проверенный Первый концерт Чайковского в образцовом исполнении Дмитрия Маслеева – свежего лауреата Конкурса им. Чайковского. Но во втором отделении Первая Рахманинова игралась и там, удивляя богатством звучаний, которым так хорошо в акустике этого современного зала.

Третья программа будет сыграна в субботу снова в БЗК. Там прозвучат Скрипичный концерт Сибелиуса с еще одним блестящим солистом – Леонидасом Кавакосом – и Седьмая симфония Малера.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать