До каких пор не поздно начать новую жизнь?

Дедлайна для успеха нет, утешают эксперты: он зависит не от возраста, а от характера

Общественное мнение, ссылаясь на учителей и статистику, вечно нас торопит. То и дело нам напоминают: музыкальные таланты нужно развить до 10 лет, иностранный язык нельзя выучить без акцента после 16 лет, большинство успешных программистов начали писать коды в детстве, а большинство спортсменов достигли известности еще до 20 лет. Такое перечисление само по себе может обеспечить депрессию человеку, главное достижение которого к 27 годам – диплом о высшем образовании, пишут авторы посвященного предпринимательству портала fundersandfounders.com. И рекомендуют вспомнить две вещи. Во-первых, нынешние 30-летние имеют вдвое больше шансов дожить до 90 лет, чем их родители, а значит, возможно, две трети жизни еще впереди и стоит подумать, как провести их с пользой. Во-вторых, некоторые из компаний, входящие сейчас в список двухсот крупнейших по версии Forbes, основаны бизнесменами старше 50 лет. Так что никогда не поздно начать даже самое великое дело, заключают эксперты.

Жизнь в новом свете

«Незачем обсуждать проблему, когда можно обсудить ее решение» – под таким девизом живет индийский писатель, философ и художник Абид Сурти. Свою творческую карьеру он начал в подростковом возрасте с биографической новеллы о несчастной любви, а к 70 годам с успехом издал больше 80 книг, за одну из которых получил правительственную премию, а за другую – роман на основе средневекового манускрипта, известного как «Гигантский кодекс», или Библия дьявола, – прозвище Индийский Салман Рушди.

И вот со всем этим творческим багажом за плечами Сурти занялся новым делом – ремонтом водопроводов. Выбор был сделан так: в гос­тях у знакомого писатель увидел протекающий кран, услышал рассказ, как накладно вызывать водопроводчика, и вспомнил, что через эту капель утекают сотни и тысячи литров чистой воды. Тогда Сурти решил ходить по квартирам Мумбая и бесплатно чинить краны. Вернее, починку он поручил профессиональному водопроводчику, а сам стал искать средства на оплату работ. Стартовым капиталом стала кстати полученная литературная премия в $2000. А когда деньги кончились, писатель начал продавать футболки с призывами беречь воду. Согласно подсчетам, за семь лет его бесплатная мастерская сберегла более 5 млн т дефицитной в Мумбае чистой воды.

Абид Сурти – один из тех, о ком любит вспоминать основатель проекта «Возраст счастья» Владимир Яковлев, когда заходит речь о том, стоит ли кардинально менять жизнь после пятидесяти. Октябрьский фестиваль «Хорошо за пятьдесят», организованный «Возрастом счастья» в Черногории, знакомит и с другими людьми, смело выбравшими новую жизнь. Например, йогу участникам фестиваля будет преподавать бывший чиновник Нина Миронова. В пятьдесят, едва начав практиковать йогу, она отправилась на многодневный семинар по випассане. Новичок, занимавшийся ради любопытства, она смогла пройти сложнейшую практику – с обетами молчания и десятичасовыми медитациями. И увлеклась настолько, что к 64 годам получила сертификат преподавателя и приглашение работать в одной из московских студий.

Поздний старт, кардинально меняющий жизнь, становится настолько обсуждаемой темой, что англоязычный термин late bloomer, использовавшийся когда-то в значении «переросток», теперь почти всегда применяется в положительном контексте. «Он был парией в школе, серой молью в колледже, неприметным офисным воротничком в начале своей карьеры, и лишь после того, как он заработал шестизначную сумму в своем хедж-фонде, его стали называть late bloomer» – так объясняется новый смысл этого словосочетания в одном из сетевых англоязычных словарей.

Практика показывает

И все-таки, как часто добиваются успеха те, кто решил начать свое дело в зрелом возрасте? Изучив биографии основателей 200 крупнейших компаний из списка Forbes, специалисты fundersandfounders.com выяснили: максимальное количество успешных компаний основано предпринимателями в возрасте от 35 до 50 лет, то есть по меркам Всемирной организации здоровья людьми молодыми или среднего возраста. Но есть примеры создания таких компаний бизнесменами постарше. Так, Рею Кроку было 52 года, когда он основал McDonald’s, Джон Пембертон изобрел Coca-Cola в 55 лет, а Гарланд Сандерс – сеть ресторанов KFC в 65 лет.

И все же во всем мире ситуация одинакова: на новые бизнес-проекты после 60 решаются единицы.

Что же до России, то у нас дело обстоит так: больше всего желающих начать собственный бизнес ВЦИОМ насчитал среди молодых людей в возрасте 18–34 лет – почти треть респондентов всероссийского опроса заявили, что «всегда хотели и теперь хотят» открыть свое дело. После 35 лет доля потенциальных предпринимателей падает сразу до 17%. Зато в возрасте от 35 до 44 лет самая высокая доля тех, у кого этот бизнес есть, – 11%, тогда как до этого она колебалась в пределах от 2% до 6%. Среди тех, кому за шестьдесят, доля потенциальных предпринимателей и вовсе мизерна: о собственном бизнесе в этом возрасте задумываются лишь 3% респондентов.

«Конечно, начать заниматься предпринимательством лучше как можно раньше. Это проще с точки зрения отсутствия материальных обязательств и способности посвящать все время проекту – всего того, чего у людей старше может уже не хватать в связи с наличием семьи, кредитов, ипотеки», – рассуждает Виталий Полехин, глава клуба инвесторов бизнес-школы «Сколково». Статистика по успешным стартапам, достигшим миллиардных оценок в короткие сроки, показывает, что возраст их основателей редко бывает ниже 20 лет и, как правило, не превышает 35 лет, приводит он пример. В целом  средний возраст предпринимателей в мире держится на отметке 40 лет. Стоит отметить, что технологические предприниматели моложе, их средний возраст  – около 35 лет.

Так как очевидно, что далеко не все предприниматели становятся успешными, то страх потратить несколько лет жизни впустую с годами только увеличивается, объясняет Полехин. С возрастом также появляется определенная «зашоренность», не позволяющая нестандартно мыслить – способность, которая критически необходима для компаний, желающих изменить индустрию, продолжает он.

«Те, кто раньше начинает бизнес, обладают одним большим преимуществом – у них больше времени и возможностей оправиться и воспрянуть духом от неудач, которые точно будут», – называет еще один плюс раннего старта глава ассоциации менторов бизнес-школы «Сколково» Михаил Хомич.

Однако с возрастом вероятность успеха предпринимателя увеличивается, отмечает Полехин. Это связано с опытом, обрастанием связями и нужными контактами, с общим представлением об устройстве бизнеса и мира, большей рациональностью и иногда даже цинизмом. Очень часто предприниматели достигают успеха в более зрелом возрасте благодаря полученному жизненному и профессиональному опыту и неудачным попыткам основать собственное дело в прошлом, завершает свои рассуждения Полехин.

«На мой взгляд, начинать бизнес стоит в более зрелом возрасте», – делится мнением основатель и управляющий партнер сети семейных кафе-кондитерских «АндерСон» Анастасия Татулова. Эту сеть она запустила в 35 лет, до этого более десяти лет проработав  директором по маркетингу в крупных компаниях: «Русский продукт», Ralf Ringer, «Объединенные кондитеры». «У меня был опыт запуска собственной компании как до, так и после 30 лет.  Проанализировав его, могу сказать: лучше открывать свое дело, накопив как можно больше знаний. Корпоративному прошлому я очень благодарна. Ведь если хочешь создать большой бизнес, то нужно понимать, как он работает. И этому нельзя научиться по книжкам. К моменту, когда я задумалась об «АндерСоне», я успела поработать в разных организациях, больших и маленьких. У меня была возможность посмотреть, как устроены самые разные индустрии, как сотрудники относятся к своим компаниям и от чего это зависит. И мне довелось поработать с самыми разными руководителями,  каждый из которых внес свой отпечаток в мое видение о том, какой должна быть идеальная компания. Пусть не всегда этот опыт был положительным – я твердо знаю, какую управленческую модель я не хочу создавать в своем бизнесе. Но от плохого легко строить хорошее», – объясняет Татулова.

«Начинать свое дело в юности – не самый простой способ добиться успеха. Даже те, в ком сильно предпринимательское начало, понимают, что сначала необходимо приобрести достаточно знаний, опыта и связей, а также накопить хотя бы минимальный стартовый капитал», – рассказывает директор PwС Светлана Круглова.

При этом нельзя сказать, что с возрастом мысли о новом деле исчезают, просто меняются мотивы, по которым человек задумывается об этом, отмечает она. Так, исследование Chartered Institute of Personnel Development (CIPD) определило, что карьерные драйверы меняются с возрастом. До тридцати основным драйвером выступает материальный фактор, 30-летние люди стремятся к статусу и независимости, после 40 лет на первое место выходит самореализация, а после пятидесяти – не только стремление к стабильности, но и сильные альтруистические устремления. Поэтому в успешном профессионале часто пробуждается желание передать свои умения и опыт обществу. 

Нет никакого особенно удачного возраста для основания собственного бизнеса, делает вывод глава ассоциации менторов бизнес-школы «Сколково» Михаил Хомич: «На мой взгляд, выявить закономерности и дать на их основе советы сложно. Всем известна история полковника Сандерса, создавшего бренд KFC после 60 лет. Противоположный пример: 17-летняя Эшли Коулс из Британии, которая настолько успешно делала дизайнерские аватары для соцсетей, что свой первый миллион заработала еще в 14 лет. Так что в предпринимательстве не так важен возраст, как само решение. Начать можно всегда».

Действительно, сложно сказать, что «круче» – запустить в 19 лет Facebook, как Марк Цукерберг, или IBМ в 61 год, как Чарльз Флинт, соглашаются эксперты fundersandfounders.com.

Многочисленные исследования доказывают, что предпринимательство – это не возрастная, а личностная категория, вопрос определенных черт характера, говорит Светлана Круглова: «Успешность в своем деле не зависит от возраста. Она зависит от психотипа, от  личностных ценностей и даже от семейных традиций». 

Просто кто-то настолько независим, что готов стартовать со своим бизнесом прямо со школьной или студенческой скамьи. «Для работы в нашей компании требуется понимание бизнеса и предпринимательский подход, но в сочетании с умением поставить интересы команды и проекта выше индивидуальных. Мы в PwC, набирая около 300 молодых сотрудников в год, иногда видим у молодого кандидата большую склонность к риску, высокую степень независимости в сочетании с практичностью и понимаем, что ему будет проще сделать карьеру в стартапе или открыть свое дело. Тогда мы стараемся его мягко направить в нужное русло», – рассказывает Круглова. 

Другие же предпочитают сначала набраться опыта в большой компании и заработать денег, но это не значит, что они никогда не задумаются о своем деле. Сейчас многим такие мысли приходят в то время, когда раньше было принято выходить на пенсию.

«Многие наши партнеры после прекращения работы в PwC открывают свое дело», – продолжает Светлана Круглова. «Одна женщина-партнер, например, получила второе высшее образование в области психологии и занялась коучингом, вторая – открыла школу танцев, еще один партнер основал рекрутинговое агентство. Это замечательно, когда можно сделать свое хобби бизнесом», – рассуждает она.

«После пятидесяти вы можете освоить любой полезный навык, научиться тому, о чем всегда мечтали, и превратить это дело в свою новую профессию. Никогда не поздно попробовать стать тем, кем вы хотели стать, когда вырастете. Даже если не получится, удовольствие от процесса того стоит!» – уверены организаторы фестиваля «Хорошо за пятьдесят».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать