Фестиваль Sundance показывает девушек в беде

Героини в трудных обстоятельствах оказались в фокусе премьер главного американского кинофестиваля
В фильме «Кристина» вновь осмысляется трагическая история телеведущей 1970-х Кристины Чаббак/ Courtesy of Sundance Institute

Премьеры «Санденса» отражают дух времени и направление грядущих перемен: год от года здесь все больше историй о героинях в борьбе за счастье, снятых женщинами-режиссерами. Хотя даже на либеральном «Санденсе», открытом новым именам, женщин, которые снимают кино, пока в разы меньше, чем мужчин.

Но местные дебютантки уже успели стать легендами.

Когда Барак встретил Мишель

Романтические комедии на «Санденсе» тоже рассказываются с другими интонациями. Одна из главных премьер фестиваля – игровая картина «Саутсайд с тобой» (Southside With You) о первом свидании Барака и Мишель Обамы во время их учебы в колледже. Любовная история после эмансипации выглядит так: героиня не ждет первых шагов, не боится острых вопросов и не ищет в заинтересовавшем ее мужчине ключ к решению всех своих проблем. Режиссер намекает, что другое свидание будущего президента и первой леди вполне может закончиться для леди президентским сроком в ближайшем ноябре – первым для женщины в истории США.

На «Определенных женщин» (Certain Women) Келли Рейхардт выстроилась очередь за полтора часа до начала сеанса. Несколько лет назад Рейхардт открыла миру звезду Мишель Уильямс в истории бездомной Венди и ее собаки Люси, с которой они бесцельно колесили по Америке. В новом фильме Уильямс играет тоскующую жену, которой изменяет муж, в то время как она заботится об украшении камина и бегает в лесу, прячась и куря сигареты. «Определенные женщины» – размеренный триптих о связанных по касательной женщинах: помимо обманутой жены это адвокат (Лора Дёрн) и преподавательница в вечерней школе (Кристен Стюарт). «Как мне хотелось бы просто один раз сказать, и чтобы этому сразу поверили, как бывает с мужчинами», – говорит героиня Лоры Дёрн: спокойная картина Рейхардт рассказывает о тупике, в который упирается женская судьба независимо от возраста и положения, о силе инерции, о неубедительности любых аргументов. «Определенные женщины» вынужденно соглашаются на меньшее и десятилетиями недовольны собой.

«Кристина» (Christine) – еще одна громкая премьера «Санденса», которая борется за главный приз в категории «Лучший американский игровой фильм». Ребекка Холл, знакомая по роли Вики в фильме Вуди Аллена «Вики Кристина Барселона», играет телеведущую Кристину Чаббак, сотрудницу кабельного телеканала, которая, не выдержав напряжения и конкуренции, потогонной системы и кривотолков за плечами, на глазах у зрителей Флориды выпускает себе пулю в висок. Этот случай шокировал Америку: Кристина многие годы страдала от депрессии, но не встречала понимания у семьи и коллег и вынуждена была бороться за высокие рейтинги. Случай миссис Чаббак послужил основой для легендарной сатиры Сидни Люмета «Телесеть». А теперь режиссер Антонио Кампос пытается показать Кристину, на которую годами смотрели тысячи зрителей и не видели очевидного – человека на пределе.

История Кристины Чаббак звучит и в документальной программе. «Кейт играет Кристину» (Kate Plays Christine) – документальный триллер, идущий по пятам съемочной группы и актрисы, которая берется пересказать историю Кристины Чаббак для телевидения. На самом деле это рассказ о съемках фильма, которого не существует в природе. В чем-то подражающая «Премьере» Джона Кассаветеса картина Роберта Грина показывает, как изображение и воплощение страданий одного персонажа начинает колыхать самое темное и скрытое внутри нас.

Один из самых неочевидных фильмов о женщине на грани нервного срыва приехал на фестиваль из Иордании и попал в программу инди-хорроров «Полночь». «Под тенью» (Under the Shadow, режиссер Бабак Анвари) рифмует кошмары реакционного режима и войны, вторгающейся в каждый дом, с традициями фильмов про заколдованные хижины в лесу и проклятые квартиры. Конец 1980-х, ирано-иракская война. В крышу дома в Тегеране попадает снаряд. Постепенно жильцы разъезжаются, в доме остается молодая мать с маленькой дочкой, у которой темные силы украли любимую куклу. «Под тенью» дотошно соблюдает все каноны фильма ужасов, но режиссера куда больше интересуют детали образа жизни: наказание за выход из дома без платка, кошмары о женщине в бурке и умершие мечты о профессии врача, потому что в Тегеране 1988 года женщины уже не могут планировать для себя такое будущее. Напряженное, сумрачное и депрессивное кино работает с темой материнского выбора, но и очень точно говорит о кошмаре, который поселяется внутри, когда крыша над головой буквально разрушена.

На «Санденсе» представляют и телепремьеры. В частности, были показаны четыре эпизода сериала «Девушка по вызову» (The Girlfriend Experience) по мотивам недавнего фильма Стивена Содерберга. Героиня Райли Кью (игравшей одну из наложниц в последнем «Безумном Максе») решается инвестировать свое ночное время во встречи с обеспеченными, уставшими и разочарованными мужчинами. Днем она продолжает учиться на юриста и бесплатно практиковаться в ведущей чикагской юридической компании. Одна из режиссеров сериала – Эми Сайметц снимает холодную, но интригующую историю о молодости и прагматизме, где осуждаемая обществом проституция по ночам незначительно отличается от дневной продажи себя в качестве рабочей силы расчетливым, циничным и нечистым на руку адвокатам. Эми Сайметц и Райли Кью – из тех женских голосов и лиц фестиваля «Санденс», кого, совершенно очевидно, ждет большая судьба в мейнстримном кинематографе.

Парк-Сити