Фестиваль «Золотая маска» открылся «Пиковой дамой» Самарского театра оперы и балета

Новый участник фестиваля вступил в игру достойно
«Ваша дама бита» – слышит Герман в трагическом финале/ ЗОЛОТАЯ МАСКА

Музыкальный театр из Самары впервые на «Золотой маске», да и вообще в Москве его не было 30 лет. Этот визит – знак наступления нового этапа, одним из фактов которого стало завершение реконструкции здания. Теперь на российской карте появился еще один театр, где умеют петь, играть и ставить.

Поставил «Пиковую даму» Михаил Панджавидзе – режиссер с большим постановочным опытом в регионах и республиках. Он не радикал и не консерватор. Казалось, все в его спектакле призвано оправдать ожидания: зритель должен увидеть Петербург с силуэтом Петропавловской крепости, хромого вояку, командующего войском мальчишек в Летнем саду, мундиры офицеров, девичье музицирование под старинный рояль, трясущуюся старуху, морок, ливень и, конечно, карточные баталии. Все это в спектакле безупречно соблюдено, однако есть и решения, выдающие почерк небанально мыслящего мастера.

К примеру, до появления Лизы и Князя, только что помолвленных, мы видим несколько ложных парочек, а выезд Графини предварен катанием нескольких лже-Графинь в креслах на колесиках. Весьма сильный ход – открытое противостояние Германа и Князя: реплику «Радуйся, приятель!» первый поет второму прямо в лицо. Самое эффектное место – смерть графини. Она наступает сразу по окончании ее знаменитой песенки: появившийся затем Герман адресует свои просьбы, мольбы и, наконец, угрозы уже бездыханному телу.

Заслуженная артистка России Евгения Тенякова проводит партию Графини грандиозно, находя оттенки голоса и игры для гневных тирад взбалмошной старухи, грез о прошедшей молодости и потусторонних вещаний призрака.

Хороши и все остальные артисты. Партию Германа экспрессивно ведет Михаил Губский (к сожалению, в дуэте второй картины произошел досадный сбой). Лиза в исполнении Ирины Крикуновой голосиста, статна и величава. Крепко ведут роли Василий Святкин (Томский) и Георгий Цветков (Князь Елецкий), Юлия Маркова (Полина), а также исполнители вторых партий. Главное же, что и оркестр с хором звучат аккуратно и прозрачно. За пультом знакомый нам Александр Анисимов, сдержанный и точный, собирающий ансамбль в целое и заботящийся о том, чтобы был слышен каждый голос.

Дебют самарцев задал начавшемуся фестивалю отличную планку.