Выставка «Реализмы» открылась в Эрмитаже

В ней приняли участие Тони Мателли, Джим Шоу и Митч Гриффитс
У картин Митча Гриффитса классические композиции/ Е. Егоров/ Ведомости

Выставка «Реализмы», открывшаяся в Главном штабе и объединившая трех современных художников – американцев Тони Мателли и Джима Шоу и британца Митча Гриффитса, – должна пользоваться зрительской популярностью, несмотря на сдержанность в названии.

Во-первых, всё (или почти всё) узнаваемо, а отечественная публика до сих пор считает главным критерием настоящего искусства мимесис. На каждой из работ живописного триптиха Митча Гриффитса «Искупление» соблазнительная модель, обернутая одним только американским флагом и измазанная похожей на нефть черной жижей, изображена как живая, фотографически точно.

Во-вторых, есть чем пощекотать нервы. Войдя в большой первый зал выставки, не всякий сразу заметит на расстоянии две человеческие фигуры в натуральную величину, но при непосредственном контакте с объектом искусства неподготовленному зрителю гарантирован сильный шок. Бредущая куда-то пара садистски изувечена, у каждого отрублена рука или нога, вокруг разбросаны обломки рояля – это скульптура Тони Мателли «Истерзанные». Художник, начинавший как ассистент Джеффа Кунса, создает свой парафраз сюжета «изгнание из рая», и разбитый в щепки рояль если не символизирует останки небесной гармонии, то определенно цитирует классику искусства акционизма – один из перформансов Нам Джун Пайка закончился забиванием крышки рояля гвоздями.

Кто привез

Скульптура Тони Мателли, предоставленная на выставку московской Галереей Гари Татинцяна, уже демонстрировалась в Москве в 2008 г. Живопись Митча Гриффитса и Джима Шоу Эрмитаж показывает при содействии Simon Lee Gallery и Halcyon Gallery.

Большое полотнище, бывшее когда-то театральным занавесом с нарисованным Капитолием, превратилось в картину Джима Шоу «Бытовая изнанка Капитолия» – поверх старой ткани нанесено изображение оседающего ядерного гриба, вокруг которого парят различные бытовые предметы вроде пылесосов и тостеров. «Археологические раскопки в пейзаже поп-культуры» – так определил манеру художника один из американских критиков.

Поп-культура – это то, что связывает всех участников выставки. В работах трех художников образы классического искусства смешаны с массовой культурой, признаки которой – плакатная прямота высказывания и сильные аффекты. Такова, по мнению кураторов выставки, одна из ипостасей современного реализма, и в Главном штабе стремятся поставить вопрос о сути реалистического метода на новом и непривычном для зрителя материале.

В жанре гиперреалистической скульптуры, на фоне которой так хорошо делать селфи, работает много интересных художников, кроме Тони Мателли, эта техника сегодня распространена благодаря современным синтетическим материалам. Капитолию и монументу Джефферсона, изображенным на картинах Джима Шоу, придается особое значение только внутри американской культуры. Митч Гриффитс призывает судить свои работы по их ремесленным качествам, но не выдерживает сравнения с образцами ни классического, ни современного фигуративного искусства.

Считать интерес к реализму устойчивой тенденцией трудно, о каком-то его возвращении в пространство современной культуры приходится говорить не больше, чем о возвращении абстракции. Жесткая оппозиция двух методов давно снята в художественной практике: первые шаги в этом направлении сделал еще Поль Сезанн, выявивший в предмете чистую форму. В сопроводительных текстах к проекту повторяется тезис о возвращении интереса к реалистическому искусству. Однако, помимо отражения реальности как проблемы философии и искусствознания, тема реализма, сделанная предметом эрмитажной выставки, актуальна только как сиюминутный политический запрос в переживающей правый поворот России.

До 18 сентября