Во французской комедии «Новости с планеты Марс» слишком грустные шутки

И слишком острый тесак
В мечтах герой «Новостей с планеты Марс» – покоритель космоса, в реальности – офисный хомяк/ outnow.ch

Мы много знаем о Марсе. Там цветут яблони, там растет картошка, там медленно ползут марсоходы. И там нет другой жизни, лишь та, которую мы придумали.

Филипу Марсу (бельгийский комик Франсуа Дамьен) исполняется 49. На вид он мощен, как бог войны, в мечтах он космонавт, летает в гордом космическом одиночестве, в реальности же – унылый стареющий лузер. Кризис середины жизни постепенно оказывается просто кризисом. Глобальным. Европа экономически и политически нестабильна, так что бывшая жена Марса, журналистка, торчит в Брюсселе, где главы европейских стран пытаются решить свои проблемы. Семья в кризисе: сын-подросток стал вегетарианцем и заинтересовался сексом, а дочь нацелена только на карьеру – и оба не слушают отца. Сестра Филипа, художница, с гордостью выставляет в арт-салонах портреты обнаженных пожилых родителей. Кстати, родители, не так давно умершие, то и дело являются Филипу и страшно над ним потешаются. На работе кошмар, Филип – айтишник, вынужденный приглядывать за полоумным коллегой. Коллега психически нестабилен, купирует приступы паники, поглаживая острое лезвие тесака. Звучит как метафора ситуации в мире. Возможно, ею и является.

Один из пяти

«Новости c планеты Марс» – пятый полнометражный фильм Доминика Молля. Самым успешным остается «Гарри – друг, который желает вам добра» (2000), получивший главную французскую кинопремию «Сезар». Дважды фильмы Молля попадали в конкурс Каннского кинофестиваля: «Гарри» в 2000 г. и «Лемминг» в 2005 г., но оба остались без наград. Кроме кинофильмов Молль снял две серии франко-британского «Туннеля» – не самого удачного ремейка датского «Моста».

Минут через двадцать этого фильма о дисфункциональности, тоскливого, как жизнь стареющего айтишника, тесак откромсает Филипу ухо. Веселее не станет.

16 лет назад режиссер Доминик Молль снял пугающе точный фильм об искушениях, гниющих юношеских мечтах, о талантах и поклонниках и, главное, о том, что, если хочешь быть творцом, надо кого-нибудь убить – близких, себя, тех, кто желает тебе добра. «Гарри – друг, который желает вам добра», напоминавший одновременно о Стивене Кинге и Альфреде Хичкоке, собрал несколько премий «Сезар», получил заоблачный рейтинг у критиков, но почему-то не стал культовым. Сценарий «Новостей с планеты Марс», как и сценарий «Гарри», Доминик Молль написал в паре с Жилем Маршаном. Здесь тоже есть и меланхоличные гэги, и триллер на пустом месте, и внезапные всплески сентиментальности, и точечная жестокость. И завязка почти та же: к человеку, который кажется нормальным, приходит его бешеный двойник и жизнь летит в пропасть – или наконец становится настоящей жизнью.

Только вот в случае с «Планетой Марс» все это происходит медленно и тихо, как в невесомости, никаких особых желаний у героя уже нет, он хочет всего лишь смотреть космические сны и ни за что не отвечать. Его все обвиняют в том, что он лузер, но в сегодняшнем мире, похоже, у него есть лишь два пути: стать лузером или сумасшедшим, ничего не делать или устроить большой и, в общем, тоже бессмысленный фейерверк. Безумец – тот же лузер, только масштабы другие. Сага о современном человеке, который слишком поздно понимает, что может стать супергероем хотя бы для своих детей, набирает обороты лишь к финалу – когда все зрители давно уже покинули кинозал.

Фильм для марсоходов: прополз еще километр, нашел отличную шутку, осмотрел ее со всех сторон, передал информацию на Землю, пополз дальше.