В Зальцбурге спели Манон Леско и Айвенго

Анна Нетребко в опере Пуччини и Хуан Диего Флорес в «Храмовнике» Отто Николаи прекрасно обошлись без театральной режиссуры
Юсиф Эйвазов и Анна Нетребко прекрасно освоились в ролях персонажей оперы Пуччини «Манон Леско»/ Salzburger Festspiele/ Marco Borrelli

В этом году в программе Зальцбургского фестиваля три концертных исполнения опер – «Таис» Жюля Массне с Мариной Ребекой и Пласидо Доминго, редкий «Тамплиер» («Храмовник») Отто Николаи с Хуаном Диего Флоресом и пуччиниевская «Манон Леско» с Анной Нетребко.

Оперы названы в порядке возрастания показов – «Таис» давали один раз, «Тамплиера» – дважды, а «Манон Леско» – трижды, и билеты на нее исчезли сразу после начала продаж.

Нетребко – голос, не требующий рекламы и, кажется, еще ни разу никого не разочаровавший. При этом певица – трудоголик, ждущий от партнеров той же полной самоотдачи, как от самой себя. При подготовке последнего сольного диска Verismo (его официальная продажа начнется 2 сентября, но для Зальцбурга сделали исключение) после первой записи Нетребко попросила заменить оркестр и дирижера, ее не устроил звук. В итоге она пела с оркестром Академии Санта-Чечилия под управлением Антонио Паппано.

В Зальцбурге оркестр Мюнхенского радио и хор Венской оперы менять не стали. Дирижер Марко Армильято, выступавший и в Москве, получил шесть лет назад «Грэмми» как раз за диск Verismo, сделанный с Рене Флеминг. Армильято оказался удобным партнером для солистов, Юсиф Эйвазов пел де Грие, мексиканский баритон Армандо Пинья – Леско. Публика встречала всех овациями, причем Эйвазова настолько тепло, что на финальных аплодисментах он опустился перед залом на колени. Он не впервые поет «Манон» с Нетребко, на выступлении в Зальцбурге чувствовались готовые мизансцены, даже с танцами, пусть и ограниченными пространством авансцены. Их дуэт (кстати, четвертый акт оперы целиком записан на диске) скоро услышат москвичи, премьера в Большом театре назначена на 16 октября. Там, правда, у Нетребко не будет черного платья с 35 000 кристаллов от Swarovski, пошитого в Зальцбурге для представления, хотя, говорят, она может им пользоваться когда угодно.

У венской колыбели

Отто Николаи был основателем Венского филармонического оркестра, созданного им с музыкантами придворной оперы. С 1842 г. он регулярно исполнял с ними симфонии Бетховена. Оркестранты ценили Николаи как профессионала и как человека, назвав в память о нем оркестровый фонд пенсий и помощи.

Событием стал и «Тамплиер» немецкого классика Отто Николаи (1810–1849). Опера – в основе либретто «Айвенго» Вальтера Скотта, в России известна и как «Храмовник» – создавалась в итальянский период творчества. Она стала одним из главных хитов итальянской жизни 1840-х, после премьеры в Ла Скала уроженца Кенигсберга Николаи назвали «девятым великим итальянским композитором» (во главе списка были Россини, Беллини и Доницетти). Сегодня «Тамплиера» ставят реже «Виндзорских проказниц», самой популярной его оперы, хотя записи известны. Причина понятна – музыка кажется довольно однообразной, а в первом акте часто напоминает о маршах, так и ждешь, что на сцену выедет лошадь (любопытно, что в 1839 г. будущий император Александр II подарил композитору перстень с бриллиантом – в благодарность за посвященные ему три военных марша). Но во втором и третьем актах главный дирижер франкфуртской оперы Андрес Ороско-Эстрада несколько смягчает звучание Венского филармонического оркестра, отчего апофеоз бельканто не перестает быть апофеозом. А красота голосов заставляет думать не о познавательности исполнения редкостей, но о силе солистов – кроме Хуана Диего Флореса главные партии поют Лука Салси (Бриан де Буагильбер) и Клементин Марген (Ребекка).

Пока неизвестно, какие концертные исполнения появятся в афише будущего года. Зато оперную программу – 2017 можно составить по разрозненным упоминаниям в прессе. Из уже известных планов нового интенданта Маркуса Хинтерхойзера выделяются «Аида» в постановке впервые работающей в опере знаменитой иранской видеохудожницы Ширин Нешат с Анной Нетребко (это ее дебют в заглавной партии) и Рикардо Мути, который заявляет, что ничего не имеет против современной режиссуры, ему лишь не нравится, если та игнорирует драматическое начало и не замечает связи между словом и звуком.

Другой знаменитый художник, Уильям Кентридж, поставит «Воццека» Берга с Маттиасом Герне (в свое время Кентридж, Герне и Хинтерхойзер сделали «Зимний путь» Шуберта, его привозили в Москву). Покажут и «Милосердие Тита» в режиссуре Питера Селларса с Теодором Курентзисом, тот дирижирует пермским оркестром Musica Aeterna. А Марис Янсонс продирижирует «Леди Макбет Мценского уезда», Шостаковича ставит Андреас Кригенбург. Современная же опера, эта непременная часть зальцбургского лета, представлена «Лиром» Ариберта Раймана, написанным в свое время для знаменитого баритона Дитриха Фишера-Дискау; дирижер – Франц Вельзер-Мёст.

Полностью программу 2017 г. объявят в ноябре, ее презентация пройдет в нескольких мировых столицах, включая Москву.

Зальцбург