Стефан Балкенхол заполнил Московский музей современного искусства

Его деревянные скульптуры просты и понятны
Главный герой Балкенхола – мужчина в черных брюках и белой рубашке/ Евгений Разумный/ Ведомости

Стефан Балкенхол – очень популярный немецкий скульптор. И сразу узнаваемый, никто больше так не работает с деревом – топорно, грубо и просто. Его выставка в Московском музее современного искусства большая, занимает всю экспозиционную площадь в здании на Гоголевском бульваре, где обычно хватает места для выставок коллективных и ретроспективных. А тут почти все работы сделаны недавно, многие – в этом году, специально к выставке, с учетом ее запутанного пространства. И надо сразу сказать, «Стефан Балкенхол. Скульптуры и рельефы» представляет произведения наилучшим образом, эффектно, так что в некоторых местах дух захватывает. Как в храме, в церквях, кстати, скульптор часто выставляется.

Судя по количеству работ, Балкенхол работает как папа Карло – буквально и в переносном смысле. Он самостоятельно, без помощников и, как написано в каталоге, без технических приспособлений создает по триста скульптур в год, и, как там же написано, очередь желающих их купить не иссякает.

Несколько дат

Стефан Балкенхол родился во Фрицларе в 1957 г. С 1976 по 1982 г. учился в Высшей школе живописи в Гамбурге. С 1992 г. – профессор скульптуры в Государственной академии живописи в Карлсруэ.

Сюжеты этих скульптур просты, как и подписи к ним: «Мужчина в белой рубашке и черных брюках» (повторяется многократно), «Девушка в красном платье», «Мужчина на фоне черной плетеной деревянной панели», «Женщина на фоне черной плетеной панели». Все вещи вырублены, но не отшлифованы и раскрашены просто, почти примитивно, без оттенков и полутонов. Только там, где дерево не покрыто краской, на лице и на руках героев, его нежная текстура и мягкий цвет создают ощущения тонкости, сложности, незащищенности. Но и это непрошенное изящество скульптор огрубляет, ковыряя поверхность резцом. Или тут правильнее сказать – стамеской?

Демонстративная рукотворность работ Балкенхола – одна из главных причин его популярности и востребованности. Он занялся деревянной скульптурой в начале 80-х, чтобы стоять в стороне от современного искусства с его холодом, абстракциями, концептуализмом и рефлексиями. С тех пор редкость и ценность собственноручно созданных художником произведений только растет – скульптуры в наши дни делаются по компьютерным моделям, на известных художников работают команды исполнителей, смыслы произведений усложняются так, что ускользают от зрителя. А искусство Балкенхола простое и честное, понятное, про нас с вами и наших современников.

Другое дело, что искусство это довольно однообразное. Скульптор, конечно, играет с формой и масштабом, экспериментирует, ловко соединяя дерево с фотографией, усложняет сюжеты (для московской выставки сделан деревянный «Черный квадрат» в золотой раме – на обратной стороне которого вырезан отпечаток большого пальца, намек понятен), склоняется к философствованию и карикатуре. Но все равно все режет и режет своего Буратино в черных брюках и белой рубашке. Довольно инфантильного, если судить по скульптуре «Плюшевый мишка и мужчина», где игрушка вдвое больше человека и крепко держит его за руку.

До 13 ноября