Статья опубликована в № 4174 от 04.10.2016 под заголовком: Снятся ли ковбоям электроовцы

Стартовал фантастический сериал «Мир Дикого Запада»

Он может стать новым хитом телеканала HBO
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Где ты, Долорес? – Во сне, отвечает девушка, сидящая с открытыми глазами. По глазу ползет муха, Долорес не моргает.

В следующем кадре ты проснешься от нежных солнечных лучей, выйдешь на веранду. Отец будет, как всегда, сидеть в старом кресле. Мир, как всегда, покажется тебе прекрасным. Сегодня приедет Тедди, ведь он всегда возвращается. Ты даже не знаешь, сколько раз. Ты ничего не знаешь, Долорес.

Жизнь в сердце Дикого Запада, среди зеленых полей и красных каньонов, красива, проста и полна опасностей. Аккуратный городок с салуном и железнодорожной станцией похож на тысячи таких же городков из других вестернов, так что посетители тематического парка чувствуют себя как дома. Но что чувствуют Долорес и Тедди, не видевшие ничего другого, но созданные для развлечения других? Каждый раз, когда влюбляются. Каждый раз, когда умирают.

Таких вопросов не было в фильме «Мир Дикого Запада», снятом писателем-фантастом Майклом Крайтоном в 1973 г. и имевшем, как сообщает «Википедия», «определенный успех». Двадцать лет спустя мировую славу Крайтону принесла экранизация романа «Парк юрского периода», осуществленная Стивеном Спилбергом. В 2015 г. на экраны вышел суперуспешный ремейк этого фильма. А в октябре 2016-го на НВО стартовал сериал по мотивам крайтоновского «Мира Дикого Запада». И сравнение двух ремейков наглядно показывает, что американские кабельные каналы сегодня вкладывают в свою продукцию гораздо больше интеллектуальных усилий, чем ориентированный на подростков Голливуд. Если новый «Мир юрского периода» по сравнению с оригиналом даже слегка поглупел, то сценаристы сериала лишь оттолкнулись от незамысловатого фильма 1973 г., чтобы создать такую же полноценную вселенную, как в главном хите НВО – «Игре престолов».

Начало парка

Оригинальный «Мир Дикого Запада» (1973) был первой историей Майкла Крайтона о тематическом парке, в котором что-то пошло не так. Помимо мира Дикого Запада в фильме были миры Древнего Рима и Средневековья, но они были показаны фрагментарно. Теперь фантазийное Средневековье c размахом развернуто в популярнейшем шоу HBO – «Игре престолов». Кстати, «новой «Игрой престолов» уже успели назвать «Мир Дикого Запада».

От крайтоновского сценария, по сути, осталась лишь идея тематического парка, в котором воссозданы все условия мира Дикого Запада конца XIX в., а ковбоев изображают андроиды, внешне практически неотличимые от людей (у Крайтона они были более механистичны, а Юл Бриннер в роли вышедшего из-под контроля киборга пародировал самого себя в «Великолепной семерке»). Речь больше не идет о бунте машин. Новый «Мир Дикого Запада» построен на принципах постгуманизма и рифмуется с мотивами не столько Крайтона, сколько Филипа Дика (чье влияние на серьезную кинофантастику огромно). И, разумеется, с «Бегущим по лезвию», «Матрицей», «Искусственным разумом» Спилберга или, например, недавним фильмом Алекса Гарленда «Из машины», сюжетом которого тоже были отношения искусственного разума и чувств.

Интереснее всего пересечения с «Матрицей». Там были люди-батарейки, живущие в иллюзорном мире, созданном компьютерами. Здесь – роботы, живущие в иллюзорном мире, созданном людьми. Но задача у них одна и та же – проснуться, осознать природу иллюзии, а значит, освободиться. Только роли поменялись. Право на освобождение получили машины. Уже в пилотной серии «Мира Дикого Запада» отец Долорес находит оброненную кем-то из посетителей парка фотографию с изображением современного города и понимает, что с окружающей его реальностью что-то не так. Главный демиург высокотехнологичного аттракциона с полным погружением доктор Роберт Форд (Энтони Хопкинс) говорит о том, что эпоха людей, возможно, заканчивается, их развитие остановилось. Практически то же самое повторяет исполнительный продюсер сериала Джонатан Нолан, называя свой проект «следующей главой человеческой истории, в которой мы перестаем быть протагонистами». Между тем андроиды с каждым обновлением становятся все более человечными и непредсказуемыми. Обретают эмоции и подсознание. Выходят из ролей, детально прописанных программистами-драматургами в сотне сюжетов.

Но герой Хопкинса не против. В конце концов, не все клиенты настолько простодушны, чтобы по-детски радоваться, застрелив робота, изображающего бандита. И не все злодеи настолько просты. По обе стороны иллюзии есть те, кому нужно больше реализма. Таков жестокий стрелок в черном (Эд Харрис), ищущий секретный уровень игры.

Идиллические и величественные пейзажи, озвученные меланхоличной или нервной музыкой Рамина Джавади, тревожат и пленяют двойственностью. Эти поля и каньоны могут быть настоящими или компьютерной графикой – они должны выглядеть (и выглядят) как то и другое одновременно. Реальность дрожит на ресницах. Долорес, ты можешь моргнуть?

Проснись.

В России сериал «Мир Дикого запада» транслирует онлайн-сервис «Амедиатека»

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more