Дед Мороз или Санта-Клаус: кто зарабатывает больше

Новогодние персонажи конкурируют в борьбе за аудиторию и ее кошельки

Сколько волшебников с российским гражданством, ответственных за разнос подарков перед Новым годом, вы знаете? Имейте в виду, Дед Мороз — лишь вершина сказочной иерархии. Его безусловное лидерство подтверждено исследованиями. Как, впрочем, и то, что конкурентов у него предостаточно.

Дед Мороз один, зимних дедов много

Коммуникационное агентство АГТ и аналитическое агентство «Смыслография», решив прошлой зимой составить рэнкинг новогодних волшебников на основе частоты их упоминания в отечественных средствах массовой информации, предсказуемо выяснили, что чаще всего в прессе пишут про Деда Мороза из Великого Устюга. Его за 2015 г. помянули почти 8500 раз.

Дальнейшая же расстановка персонажей оказалась сенсационной. Снегурочка из Костромы, постоянная спутница лидера рэнкинга, заняла лишь третью позицию: про нее написали менее 1500 раз. Опередил же барышню с результатом в 1671 упоминание татарский зимний дед Кыш Бабай. С 2009 г. ему предоставили резиденцию в еловом лесу в 80 км от Казани. Не так сильно от лидеров отстали Паккайне (он же Карельский Морозец) и Дед Мороз из Удмуртии по имени Тол Бабай: оба заслужили более тысячи упоминаний в СМИ.

Это уровень медиаперсоны федерального значения, то есть сказочные персонажи вполне могут составить конкуренцию главам регионов, в которых находятся их новогодние резиденции, прокомментировал результаты исследования директор по продвижению территорий АГТ Владислав Шулаев. Еще в прессе можно найти публикации о десятке других новогодних персонажей, выполняющих «дедморозовскую» функцию, — от якутского Чысхаана до чувашского Хел Мучи.

Некоторые из этих персонажей вполне способны перессорить региональных чиновников. Например, в прошлом году чиновники и бизнесмены из Татарстана обвинили коллег из Башкортостана в нарушении авторских прав на торговый знак «Резиденция Кыш Бабая и его внучки Кар Кызы». Вопрос нешуточный, ведь популярные персонажи позволяют регионам существенно увеличить доходы от туризма, причем не только зимой.

Резиденции местных Дедов Морозов, расположенные, как правило, в нескольких десятках километров от столицы региона, превращаются в развлекательные центры, «обрастают» инфраструктурой — кафе, гостиницами, сувенирными лавками, рассказывал Шулаев. Так, за пять лет к 2015 г. поток гостей в село Шаркан к удмуртскому Тол Бабаю увеличился с 3000 до 36 000 человек, приводил он пример.

Санта-Клаусы появляются по всему миру

От Лужкова до «Лукойла»

Поток туристов в Великий Устюг с 1990-х гг., когда город — с подачи московского правительства и лично Юрия Лужкова, занимавшего на тот момент пост мэра, — построил резиденцию Деда Мороза и начал рекламировать себя как родину этого волшебника, вырос со смешных 3000 человек в год до рекордных 200 000 человек по итогам 2015 г. Ожидается, что в этом году рекорд будет побит. По оценке Ассоциации туристических агентств России, только в наступающие новогодние праздники в Великий Устюг приедет 40 000 туристов — то есть на 20% больше, чем в прошлые праздники.

Волшебники с регистрацией: цифры и факты

В Роспатенте зарегистрировано 11 правообладателей товарного знака «Дед Мороз» — это без учета компаний, которые зарегистрировали право использовать имя волшебника в разных словосочетаниях. Среди тех, у кого есть права на Деда Мороза, — несколько индивидуальных предпринимателей, «Парфюмерное общество Остроумова», имеющее право выпускать под этим названием туалетную воду и другую парфюмерную продукцию, а также юридические и страховые фирмы. Игроков федерального уровня среди них нет. За одним исключением: АО «Дед Мороз», зарегистрированное в Великом Устюге, имеет право до 2023 г. использовать имя Деда Мороза в качестве торговой марки почти что для 40 классов товаров и услуг из разных сфер деятельности — от металлургии до телекоммуникаций. Значит, у этого общества больше всего шансов заработать на имени зимнего волшебника, продавая лицензии на выпуск товаров «имени Деда Мороза». Правда, пока компания зарабатывает другим способом. Она значится официальным туристическим оператором программы «Великий Устюг — родина Деда Мороза», то есть, по сути, отвечает за привлечение и прием туристов в этом северном городе. Несмотря на то что поток туристов в Великий Устюг растет год от года, ее доходы не очень впечатляют. По данным базы СПАРК за 2015 г., ее чистая прибыль составила 302 000 руб. при выручке 75 млн руб­. Принадлежит компания городским и областным властям. Главная задача АО «Дед Мороз», как и других структур, учрежденных властями для развития «новогоднего проекта», — это привлекать в город туристов, которые оставляют деньги в гостиницах и ресторанах, пусть и не принадлежащих городу, но выплачивающих налоги в бюджет, объясняет один из чиновников Великого Устюга. Снегурочка тоже удостоилась внимания крупных производителей, в том числе транснациональной корпорации. Права на этот товарный знак по «сладким категориям» до 2026 г. принадлежит корпорации Nestle. Бумажные же изделия «Снегурочка» до 2020 г. имеет право выпускать лишь один из крупнейших комбинатов в стране: акционерное общество «Монди Сыктывкарский ЛПК».

СвернутьПрочитать полный текст

Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников рассчитывает, что к 2020 г. город будут посещать не менее 500 000 туристов в год, а область — 2 млн туристов против 1,2 млн в настоящее время. Сейчас область получает порядка 200 млн руб. налогов от предприятий, обслуживающих гостей.

Туризм стал хорошим подспорьем для экономики Вологодской области, базирующейся на таких отраслях, как металлургия, химия, лесодобыча, сельское хозяйство и машиностроение, рассказывал губернатор в интервью ТАСС. Областной бюджет и бизнесмены финансируют создание инфраструктуры по обслуживанию гостей Деда Мороза примерно в равных долях, в нее уже вложено около 3 млрд руб., говорил губернатор. В этом году губернатор Кувшинников на Петербургском международном экономическом форуме уговаривал президента нефтяной компании «Лукойл» Вагита Алекперова стать одним из инвесторов строительства современного парка развлечений в Великом Устюге. Бизнесмен обещал подумать.

Санта-Клаус надеется на китайцев

Год назад главный международный конкурент российского Деда Мороза, финский Санта-Клаус, он же Йоулупукки, чуть не стал банкротом. Причиной его бед стали российские туристы. Вернее — их отсутствие.

В августе 2015 г. семейная компания Dianordia, которой принадлежит всемирно известная резиденция Йоулупукки в финском городе Рованиеми — так называемый офис Санта-Клауса, по решению городского суда была объявлена банкротом из-за невыплаты более чем 200 000 евро налогов. По налоговому законодательству после судебного решения у компании было всего лишь восемь дней, чтобы выплатить задолженность, иначе ей грозила ликвидация. Компания объясняла отсутствие денег исчезновением туристов из России, которые в последние пятнадцать лет составляли более половины гостей офиса. Dianordia в 2014 г. приняла около 300 000 туристов, получив выручку примерно в $2 млн. В 2015 г. из-за падения курса рубля турпоток из России в Финляндию упал, по разным оценкам, на 60-80%. Конкуренция же в Рованиеми только росла. В городе к этому времени на статус резиденции финского Санта-Клауса претендовали три предприятия. Помимо самого старого из них — «офиса», гостей зазывали парк Санта-Клауса с подземной пещерой эльфов и деревня Санта-Клауса.

Известие о банкротстве самого известного сказочного предприятия Финляндии взбудоражило страну. Поклонники Йоулупукки даже запустили на ресурсе Indiegogo краудфандинговую кампанию по сбору средств на погашение налоговой задолженности Dianordia. Нужную сумму вовремя они не собрали, но фирма все-таки избежала банкротства, найдя нового владельца. Контроль над ней перешел к финской туристической компании Lapland Safaris Group. Резиденции Санта-Клауса множились как грибы потому, что образ рождественского волшебника нельзя защитить авторскими правами, его может использовать любой желающий.

В октябре 2016 г. китайский гигант электронной торговли Alibaba именно в Рованиеми объявил о том, что его туристическое интернет-агентство Alitrip ставит перед собой цель через три года привозить в Европу по 6-8 млн китайских путешественников в год. Большинство из них отправятся через Хельсинки, так как Alitrip планирует использовать Финляндию как ворота в Европу. Уже в 2017 г. агентство обещает привезти в Рованиеми 50 000 китайских туристов. «Это для нас ерунда», — в таком духе комментировал планы компании маркетинговый директор Alibaba Крис Тюнг. Когда в Китае что-нибудь входит в моду, начинается настоящее сумасшествие, а сейчас каждый китаец хочет увидеть северное сияние, объяснял топ-менеджер. В прошлом году столицу Лапландии посетило рекордное количество китайцев — 17 000 человек.

Великий Устюг хоть и не теряет российских туристов, на гостей из Китая тоже очень рассчитывает, признаются городские чиновники. Кстати, в истории российского Деда Мороза тоже было банкротство, но оно на деятельность предприятий, связанных с его именем, вообще не повлияло. Резиденцию волшебника под Устюгом в начале 2000-х строило ОАО «Вотчина Деда Мороза», половина в котором принадлежала в равных долях московским и местным властям, а остальное — Новаторскому лесопромышленному холдингу, выделившему земли для проекта. В 2006 г. общество было признано банкротом из-за долгов перед налоговиками. Но, как говорили тогда участники процесса, банкротство было формальным, построенная резиденция Деда Мороза к тому времени перешла к ООО «Вотчина», учрежденному теми же собственниками, что и обанкротившаяся компания.

Правда, сейчас среди совладельцев «Вотчины» нет ни московских, ни местных властей. Крупнейший бенефициар предприятия — бессменный директор Новаторского ЛПХ Владимир Кадомкин.

Дань моде

Дед Мороз из моды не выходит — его по-прежнему хотят видеть на всех новогодних вечеринках, уверяют профессионалы индустрии праздников. «Моему праздничному агентству не раз приходилось решать задачи по разработке идей и воплощению таких семейных новогодних торжеств, как “Спасение Деда Мороза” на острове Бали или “Опаньки! Дед Мороз ошибся!”, когда вся семья наряжается в известных новогодних персонажей и ходит по этажам многоквартирного дома с поздравлениями жильцам, якобы заказанными для них кем-то в Бюро добрых услуг. За годы работы наши Деды Морозы и Снегурочки не раз “стучались” в окна высотных домов, якобы примчавшись на волшебных летающих санях, дабы поздравить детей той или иной семьи, вспоминает продюсер Сергей Князев.

В этом году спрос на Деда Мороза и его внучку даже выше, чем обычно: заказы пошли уже в сентябре, что вызвало ажиотаж среди артистов и студентов педагогических вузов, исполняющих эти роли, продолжает он. Как выяснили специалисты портала HH.ru, исходя из предлагаемой почасовой зарплаты, в среднем по России за прош­лые новогодние праздники Дед Мороз мог заработать 38 000 руб., а Снегурочка — 46 000 руб. Кризис заметно урезал их доходы: двумя годами ранее они получали на 15% больше.

В этом году есть хорошая возможность заработать под Новый год и у тех артистов, кто не вписывается в параметры Деда Мороза или Снегурочки. В свите новогодних волшебников появятся новые персонажи, обещает Князев. После покемономании, захватившей всю планету, московские заказчики часто просят прислать для поздравления детей и даже взрослых покемонов — иногда целую ватагу. Одним костюмом этого персонажа не слепишь, пришлось даже организовать «покемоношколу», в которых аниматоров учат вести себя в соответствии с нелегкой ролью существа, обладающего живым характером и сверхъ­естественными способностями, рассказывает Князев.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать