Русский европеец на мировой сцене

Памяти великого Дмитрия Хворостовского
Дмитрий Хворостовский/ Hiroyuki Ito / Getty Images

Антониони, увидев фильм Спилберга «Инопланетянин», сказал: «Это культура чувств XIX в.». Подобно Спилбергу Дмитрий Хворостовский обладал всемирным признанием, в том числе и коммерческим. И нес миру то же самое – культуру чувств XIX в., которая до сих пор составляет основу ценностей нашей жизни.

Сибиряк по рождению – он родился в 1962 г. в Красноярске – Хворостовский сделал мировую карьеру как музыкант, певший западную классическую музыку. Он получил признание как эталонный исполнитель итальянских опер, особенно опер центрального итальянского композитора XIX в. Джузеппе Верди. Само амплуа баритона появилось только в XIX в., его не знало искусство барокко или классицизма. Баритон – всегда романтический персонаж. Чаще всего он – соперник тенора-любовника, иногда - злодей, но всегда – благородный герой, обычно проигрывающий, но знающий величие поражения. Хворостовский был образцовым баритоном. Его голос, небольшой по природе, был удивительно породист и эластичен, его техника была отточена до тонкостей, его манера держаться была исполнена достоинства и обаяния. Его многому научила одна из самых интеллигентных русских певиц – Ирина Архипова.

Любимец русских слушателей, Хворостовский со временем переехал на Запад и стал гражданином мира. Он был желанным артистом на сценах Нью-Йорка, Зальцбурга и Лондона.

Вместе с тем Хворостовский прекрасно пел и русскую музыку – Глинку, Римского-Корсакова, Рахманинова. Одним из его коронных композиторов был Георгий Свиридов, придавший музыкальное измерение стихам Александра Блока. Хворостовский пел блоковский цикл Свиридова в России, собирая полные залы, и на Западе, открывая новым слушателям имя русского композитора.

Еще одной важной территорией певца были песни, которые он пел для массовой аудитории в залах наподобие Кремлевского дворца. Это могли быть романсы, песни военных лет и даже песни эстрадного композитора Игоря Крутого, которые Хворостовский исполнял, не теряя академического лоска. Безусловно стремясь к всенародной популярности, он умел завоевать ее, не прибегая к дешевым приемам.

Певец обладал редкими для баритона красивыми низкими нотами, которые, однако, были слишком тихими и могли быть услышаны только через микрофон – возможно, именно поэтому особый успех имели именно его микрофонные концерты и компакт-диски.

Будучи звездой, Дмитрий Хворостовский всегда оставался надежным партнером и добрым товарищем для молодых певцов. В московском театре «Новая опера» он пел заглавную партию в опере Верди «Риголетто», поддерживая на сцене молодое дарование – Екатерину Сюрину, теперь тоже ставшую звездой мировой сцены. Его любимым жанром были совместные концерты, например в жанре «Хворостовский и друзья», где хозяин старался первым делом обеспечить успех своим коллегам.

Хворостовский выступал на Красной площади, был гостем президента России в Кремле и вполне мог бы подойти на роль государственного артиста, которым гордится держава, – однако он мягко и учтиво выдержал дистанцию к власти.

Когда Хворостовского настигла роковая болезнь – опухоль мозга, он показал исключительное достоинство и мужество. Сражаясь со смертью и проходя изнурительные процедуры, он до самого конца не изменял профессии. Будучи тяжело больным, он исполнял партию графа ли Луна в опере Верди «Трубадур» на сцене нью-йоркской Метрополитен-опера. По мизансцене его персонаж должен был появляться, спускаясь с крутой лестницы, что было особенно трудно для артиста, теряющего способность ориентироваться в пространстве. Режиссер предложил Хворостовскому просто выйти из-за кулисы, но артист не позволил сделать себе поблажки. Вскоре ему пришлось отказаться от сценических выступлений и ограничиться концертами. До последней возможности он старался их не отменять. Сегодня его искусство стало достоянием истории.

Памяти Дмитрия Хворостовского