Статья опубликована в № 4464 от 05.12.2017 под заголовком: Что смотреть на Артдокфесте

Что смотреть на Артдокфесте-2017

Десять главных фильмов главного российского фестиваля документального кино
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

1. «Бабушка» (реж. Людмила Бычкова, Россия. Конкурс). Портрет «бабушки», обаятельной женщины за 50, которая думает не о дочери и внучке, а только о любви и о том, как новый топ подчеркивает сиськи. Когда она видит мужика, в ее голосе появляется истерическое кокетство. Дочь иногда в ужасе от маминой юной всеядности, от ее развлечений, а главное – от того, что мать не приемлет слова «старость», но стареет, стареет, стареет.

2. «Вера. Надежда. Любовь» (реж. Катя Федулова, Германия. Конкурс). Фильм Кати Федуловой посвящен ее бабушке. «Майне бабуленька» прошла войну, всегда верила в коммунизм и была «самой сильной женщиной в семье». Катя Федулова уехала в Германию 20 лет назад и вернулась в сегодняшнюю Россию, чтобы сделать портрет русской женщины. Трех героинь, молодых и сильных женщин, ведет борьба: одна выступила против Путина и теперь борется за права человека, другая воевала в Донбассе и теперь поддерживает «действенные меры»: «тупо взять всех и расстрелять», третья стоит с плакатами против абортов. У страны, которую видит Катя, женское лицо. Молодое, красивое и безжалостное.

3. «Король Лир» (реж. Денис Клеблеев, Россия. Конкурс). Режиссер и оператор Денис Клеблеев – лауреат многих фестивалей, в том числе и Артдокфеста. В новом его фильме, выросшем из спектакля Георга Жено «Лир репетирует смерть» (прощальный спектакль Театра Йозефа Бойса), герой – мощный старик, актер Виктор Ротин, мечтающий сыграть короля Лира и постепенно превращающий весь мир в сцену. Люди в этом мире – статисты. К концу фильма становится очевидным, что одна из лучших драм Шекспира – «Виктор Ротин».

Артдокфест и государство

Фестиваль был задуман как продолжение премии «Лавр». Сегодня Артдокфест – один из самых важных российских кинофестивалей, он показывает картины о российском мире в широком понимании этого слова. В 2011 г. фестиваль совпал с выборами в Госдуму, зрители и документалисты ходили с показов на митинги, а через год эти политические хроники стали фильмом «Зима, уходи!». В 2014-м министр культуры Владимир Мединский заявил, что Артдокфест, как и любой другой проект его организатора, режиссера Виталия Манского, «не получит никогда никаких денег». Был объявлен краудфандинг, фестиваль собрал 720 500 руб. В том же году было запрещено показывать в России фильмы без прокатных удостоверений. Фестиваль начал проходить в Риге. В 2015 г. фильм «Чайка», подготовленный Фондом борьбы с коррупцией Алексея Навального, получил спецприз – т. е. наибольшую поддержку зрителей – в программе «Артдоксеть».
Шестого декабря 2017 г. фестиваль откроется в Москве, Петербурге и Екатеринбурге российской премьерой картины Аскольда Курова «Процесс: Российское государство против Олега Сенцова». Фестиваль всегда исследовал политический климат России, от «Революции, которой не было» Алены Полуниной в 2008 г. до фильма о Борисе Немцове «Слишком свободный человек» Михаила Фишмана и Веры Кричевской в 2016 г. В ноябре вице-спикер Госдумы Петр Толстой попросил Генпрокуратуру проверить «на соответствие законодательству РФ» фильм «Война ради мира» Евгения Титаренко о медицинском батальоне «Госпитальеры», участвовавшем в войне на востоке Украины. Из-за этого же фильма агентство Regnum заявило о прекращении партнерства с фестивалем. Часть программы будет бесплатно демонстрироваться в Чешском центре при посольстве Чешской Республики в Москве, как пишут устроители, «в связи с невозможностью легально и публично показывать ряд картин на территории Российской Федерации». Этот блок называется «Последние два дня свободы» и пройдет 11–12 декабря.

СвернутьПрочитать полный текст

4. «На никелевой Луне» (реж. Франсуа Жакоб, Канада. Конкурс). Поэма льда и холода, взгляд канадских документалистов на Норильск. В фильме несколько героев, но главный – пространство, холодное, безразличное, прорастающее сквозь людей. Раньше тут была «лагерная страна», сейчас тут город, но он, по словам одного из героев, уже умирает, скоро останутся лишь заброшенные дома. Режиссер превращает Норильск в космический пейзаж, наполненный странными предметами: пустыми коробками домов, дымом, к которому пристегнуты трубы, хищными змеями товарных поездов. Кто-то из героев хочет уехать из этого города, кто-то пишет книги, кто-то спускается под землю, кто-то падает в снег.

5. «Обезьяна, страус и могила» (реж. Олег Мавроматти, Израиль – США – Болгария. Конкурс). Поразительный по силе эксперимент на живых людях, постановочное кино о настоящем безумии войны. Акционист, режиссер и художник Мавроматти (продюсер культового «Зеленого слоника») основой фильма сделал видеоблог Геннадия Горина из Орла. В главной роли – мужичка со странностями – Мавроматти снял актера Виктора Лебедева, переселил своего героя в Луганск, заставил его носить шапочку из фольги, бродить по улицам, перешагивая через трупы, и мечтать о мести Жеглову и Шарапову.

136 фильмов 
из 30 стран участвуют в программах Артдокфест-2017 
21 картина 
участвует в конкурсе. Это российские неигровые фильмы и зарубежные картины на русском языке из Латвии, с Украины, из Белоруссии, США, Германии, Румынии, Франции, Нидерландов, Болгарии, Израиля, Бельгии, Канады, Дании и Гватемалы 
180 сеансов 
в среднем по 100 минут каждый будет показано за семь дней
20 000 зрителей 
предположительно посетят фестиваль

6. «Полет пули» (реж. Беата Бубенец, Латвия – Россия. Конкурс). Фильм, снятый без единой монтажной склейки, 80 минут реальности безо всякой возможности увернуться. Бубенец уже получила в 2015 г. приз Артдокфеста за лучший фильм («Чечен»). Решив снять продолжение, она отправилась в ДНР на поиски своего героя, и «Полет пули» – история мужского мира и мужской войны – непредсказуем, как реальная жизнь, увлекателен, как настоящий блокбастер, и неотвратим, как полет пули. Все начинается на разрушенном мосту в ДНР, где какой-то случайный прохожий спрашивает: «А зачем вы тут снимаете?»

7. «Пятерка» (реж. Михаил Горобчук, Латвия – Россия. Конкурс). Полчаса счастья: режиссер снимает «жигуленок», стоящий у него под окнами. Снимает в дождь, и в снег, и под солнцем, и под градом. Хозяин «жигуленка» то перекрашивает машину, то роется под капотом, то просто сидит в машине и курит. Две кошки трутся рядом. Больше в фильме почти ничего не происходит, но это одна из лучших фестивальных историй о том, как проходит жизнь.

8. «Андрей Звягинцев. Режиссер» (реж. Дмитрий Рудаков. Программа «Среда»). Фильм о съемках фильма «Нелюбовь» и о режиссерском методе Звягинцева. Он раз за разом отпускает зеленый пакет, добиваясь идеального полета (в кадр пакет почти не попадет), объясняет, как должны идти рабочие с цементом, вглядывается в пустой школьный двор, снова и снова репетирует сцену в морге, рассказывает, что нового узнал о теории монтажа. В общем, предстает перед зрителем как человек дотошный, наивный, одержимый, блаженный.

Кинолетопись: новая страница

Закрытие фестиваля Артдокфест пройдет на торжественной церемонии вручения национальной премии «Лавровая ветвь» 12 декабря в кинотеатре «Октябрь». Премия «За вклад в кинолетопись» в этом году будет вручена Марине Разбежкиной, режиссеру, продюсеру, автору более 30 документальных картин и двух игровых полнометражных фильмов, руководителю и основателю Школы документального кино.

9. «Осел» (реж. Анатолий Васильев, Швейцария. Спецпоказ).Неожиданный, почти трехчасовой эксперимент театрального режиссера Анатолия Васильева. Главный герой – цивилизация, которая смотрит на осла, и покорный серый осел, который смотрит на цивилизацию. Иногда осел объясняет зрителям, что они и он – одно и то же. Некоторые главы поразительно красивы, другие поразительно затянуты, но из этой затянутости, из пауз, из черно-белой или разноцветной толпы, из одинокого исхода вырастает цивилизация. И из лохматой ослиной задницы, конечно.

10. «Восточный фронт» (реж. Андрей Осипов, Россия. Спецпоказ). Возможно, лучший фильм года. Немецкая хроника 1930–1950-х гг., идеально смонтированная киноклассиком Андреем Осиповым, лауреатом «Ники» и «Золотого орла», в гипнотический портрет Германии, которая скатывается в войну. Минкультуры, профинансировавшее фильм, потребовало, чтобы «Восточный фронт» сопровождался закадровым текстом, специально написанным Военно-историческим обществом. На Артдокфесте фильм будет показан без закадрового текста.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more