Почему нужно побывать в новом музее Gucci во Флоренции

В отреставрированном дворце XIV века можно купить уникальные вещи марки и поужинать в ресторане Массимо Боттуры
Магазин редких вещей на первом этаже Gucci Garden не так-то просто отличить от музея/ Gucci

Креативный директор Gucci Алессандро Микеле и арт-критик Мария Луиза Фриза (куратор курса по дизайну моды и медиаискусству в Университете Iuav в Венеции) превратили один из старейших дворцов Флоренции, Палаццо делла Мерканца, в Gucci Garden – пространство, объединяющее музей марки, бутик и ресторан, созданный в соавторстве с Массимо Боттурой – самым знаменитым итальянским шеф-поваром в мире.

Музей Gucci был открыт в Палаццо делла Мерканца в 2011 г. по инициативе тогдашнего арт-директора марки Фриды Джаннини. Это была хронологическая и довольно откровенная история марки (отметившей в тот год 90-летний юбилей). О том, как носильщик Гуччио Гуччи вернулся после Первой мировой из Лондона (где работал в лучших отелях и носил самые дорогие чемоданы) во Флоренцию с намерением выпускать лучшие чемоданы в мире. И о том, что знаменитый дизайн Diamante и бамбуковые ручки у сумок Gucci возникли от бедности: в 1930-е гг. фашистская Италия жила в условиях экономической блокады, в страну не поставлялись определенные типы кожи и фурнитуры. Поэтому Гуччи придумал использовать для сумок вместо кожи прочную ткань, которую он украсил рисунком Diamante. А для ручек взял бамбук, который закупался у союзника Италии – Японии: бамбук разогревался на открытом огне, что придавало ему гибкость, после чего обжигался.

В новой концепции музей Gucci – это по-прежнему витрина. В Gucci Garden можно увидеть прошлое и настоящее марки, ее главные достижения и ценности. Но сместились фокус внимания и способ подачи. Прежняя экспозиция выстраивалась хронологически, сейчас же современные предметы Gucci разместили рядом с историческими образцами. От лаконичного оформления прежнего музея тоже ушли: часть стен декорировали знаменитыми цветочными принтами Gucci, часть предложили оформить современным художникам, например «друзьям марки» Джейде Фиш и Тревору Эндрю, а кинозал, где планируют показывать «экспериментальное кино», задрапировали красным бархатом. В выставочных залах много мультимедиа – экранов, видеоинсталляций, проекций, световых эффектов.

Такой микс всего со всем – это и дань современной музейной моде, и отражение художественного почерка Микеле как дизайнера, чьи коллекции (и мужские, и женские) поражают таким безудержным сочетанием рисунков, оборок, ярких цветов, меха, аксессуаров, что многие обозреватели моды задавали вопрос, не слишком ли это. Too much is never enough – таким был официальный ответ Gucci: слишком никогда не бывает достаточно. Логично, что этот курс продолжен Микеле и в музее возглавляемой им марки. «Мы решили превратить пространство музея в творческую лабораторию, где можно было бы найти все элементы вселенной Gucci, – добавляет Фриза. – Например, увлеченность дизайнеров дома флорой и фауной демонстрируют винтажные предметы, статуэтки 1950-х гг., рисунок итальянского художника-иллюстратора Витторио Аккорнеро, создавшего в 1966-м цветочный узор Flora, который стал знаковым принтом дома».

Музейная часть – Gucci Garden Galleria – включает шесть выставочных залов. Объемнее всего представлена тема природы – что не удивительно, если учесть ее значимость для наследия марки. Природным мотивам отданы сразу два зала: там можно увидеть платки с цветочным рисунком, одежду и аксессуары, так или иначе вдохновленные флорой и фауной. А открывается экспозиция комнатой, посвященной логотипу марки, никогда не стеснявшейся ставить свои инициалы так, чтобы было видно издалека. Затем гостям предлагают оценить самые известные символы марки: лоферы, аксессуары и декоративные элементы, по форме напоминающие уздечки, предметы, украшенные красно-зеленой полосатой лентой, и, конечно, вещи с бамбуком. Первый выставочный этаж заканчивается залом с сумками и чемоданами Gucci – это единственная часть новой экспозиции, где представлены некоторые экспонаты прежнего собрания.

Как в любом музее, в Gucci Garden есть кафе и сувенирный магазин, здесь их роль играют fine-dining ресторан Gucci Osteria и бутик редких вещей.

В магазине представлены уникальные товары Gucci (созданные в единственном экземпляре или изготовленные специально для Gucci Garden), а также журналы, современные книги и раритетные издания (в том числе из антикварного букинистического магазина Antica Libreria Cascianelli в Риме), открытки, карты Флоренции.

Бренд-шефом Gucci Osteria стал Массимо Боттура – обладатель трех звезд Michelin и шеф-повар номер один в рейтинге The World’s 50 Best Restaurants 2016, самый знаменитый современный шеф-повар Италии. Боттура – шеф и владелец Osteria Franciscana в Модене, крохотного заведения на 12 столиков, броня в котором расписана на четыре месяца вперед. Адепт современной кухни, Боттура смело обращается с традициями и не боится нарушать правила, что далеко не сразу нашло понимание у публики. Ресторан, сейчас забитый под завязку, всего 10 лет назад нередко стоял пустым, а к талантам Боттуры со смешанным чувством относились не только гастрономические критики, но и его собственная мать.

С Gucci Боттура начал сотрудничать три года назад, рассказывал он в интервью «Ведомостям», подчеркивая, что его философия близка к идеалам Микеле и Марко Биццаро (генеральный директор Gucci): «Им нравилось, что я делаю на кухне, мы встретились, и они рассказали мне, что собираются делать. Я сказал, что это в точности совпадает с моей философией и я готов стать послом бренда. Не рекламоносителем, а именно послом бренда, чтобы иметь свободу делать то, что я считаю нужным». Вероятно, свободу предоставили: Gucci Osteria станет для Боттуры первым рестораном за пределами родной Модены. Для него он разработал меню, не похожее на предложения Osteria Franciscana, хотя и построенное на тех же принципах: современная итальянская кухня, сезонные продукты в необычной обработке. Постоянным шеф-поваром станет Ана Карим Лопез Кондо, работавшая в Osteria Franciscana. Дело не только в ее профессиональных качествах, но и в принципиальной позиции Боттуры: женщинам-шефам сложнее делать карьеру, поэтому талантливых надо поощрять и не стесняться продвигать, рассказывал Боттура «Ведомостям».