София Коппола: «Необходимо было сбалансировать реальность и вымысел»

Знаменитый режиссер – о своем новом фильме, изнанке жизни Элвиса Пресли и поколении патриархата
Режиссер София Коппола/ Christoph Soeder / dpa / picture-alliance / ТАСС

У Софии Копполы свой взгляд на биографические сюжеты. Она не стремится к хронологии, а делает акцент на стиле, настроении и чувствах. Ее «Мария-Антуанетта» стала культовой во многом благодаря этому – в фильме режиссер показала консервативный Версаль глазами королевы-подростка.

Спустя 18 лет Коппола возвращается к своему «звездному» жанру – 25 января в российский кинопрокат выходит «Присцилла: Элвис и я». Основанный на одноименной автобиографии, фильм рассказывает историю единственной жены короля рок-н-ролла. Картину, премьера которой состоялась на Венецианском кинофестивале, отметили кубком Вольпи за лучшую женскую роль. Кейли Спейни, органично перевоплотившаяся в Присциллу Пресли, недавно получила еще и номинацию на «Золотой глобус».

Действие в фильме начинается со знакомства Элвиса и Присциллы, которой тогда было 14 лет. Коппола снова позволяет взять верх взгляду тинейджера на происходящее: Присцилла находится в центре внимания, а не на периферии орбиты Пресли, как это было в реальности. На протяжении фильма режиссер аккуратно приоткрывает завесу тайны, воссоздавая интимный и хрупкий мир девушки, попавшей в «американскую мечту», и намекая, что он был не таким уж благополучным.

В интервью «Ведомостям» Коппола рассказала о балансе между правдой и вымыслом в этой картине, личном общении с Присциллой Пресли, попытке показать героев настоящими людьми, а не звездами, а также о том, что для нее значит магия кино.

«Фильм «Присцилла» стал для меня новым необычным опытом»

– Чем вас заинтересовала книжная история Присциллы, почему вы посчитали, что она будет интересна кинозрителям?

– Я так подумала еще во время прочтения книги. Несмотря на то что обстановка в истории довольно необычная, с Присциллой произошло множество универсальных вещей, которые случаются со всеми женщинами: будь то первый поцелуй и переход в новую школу, рождение ребенка и материнство. Или ситуация, когда Элвис уезжает на гастроли, а она должна остаться дома с ребенком, пока группа дает концерты и развлекается.

Я постоянно пыталась сделать акцент на обыденной, «человечной» стороне ее истории, не забывая про взлеты и падения в их отношениях, – кажется, это выглядит искренне и правдиво. Надеюсь, зрители проникнутся ее эмоциональным путешествием и смогут извлечь какие-то уроки из жизненного опыта Присциллы. Думаю, мы все иногда испытываем иллюзии в отношении близких людей, а еще найти истинного себя бывает непросто. Смотря на Присциллу, сразу замечаешь ее сильный характер – она следовала интуиции и чувствам и нашла свое истинное «я». Меня это вдохновило.

– Нельзя не вспомнить про Марию-Антуанетту, еще одну молодую женщину, перенесенную в чуждый ей мир, чью историю вы уже рассказали на экране. Что в этом опыте интересует вас как режиссера, раз вы уже не в первый раз исследуете эту тему?

– Мне интересна трансформация сама по себе, а еще всегда завораживало, как люди находят собственный путь, формируют свою идентичность. Особенно любопытно, когда они оказываются в неродной и незнакомой среде. Неудивительно, что меня поразила ее история. Так что, определенно, есть темы, к которым я постоянно возвращаюсь.

– Присцилла Пресли выступила исполнительным продюсером фильма. Каков был ее вклад в проект?

– Мне было принципиально важно, чтобы Присцилле понравилась эта история. Это ее рассказ. Я хотела, чтобы происходящее на экране выглядело правдивым и комфортным для нее. При этом необходимо было выдержать тонкую грань: сбалансировать реальность и вымысел, чтобы рассказать и выразить то, что я хотела, и именно так, как планировала.

Для меня очень много значат слова Присциллы, которые она сказала мне после просмотра фильма. Она была тронута и отметила игру Кейли Спейни, которая очень точно и тонко выразила на экране ее чувства и переживания, которые ей пришлось испытать.

Мне кажется, это вообще первый раз, когда Присцилла оказывается «в свете софитов». Основное внимание уделяется именно ей, простой девушке, а не всем известной миссис Элвис Пресли.

– Кейли Спейни начинает играть Присциллу, когда та была подростком, а в финальных сценах героине почти 30 лет. Вы были уверены, что одна актриса справится с этим?

– Мне было принципиально важно, чтобы одна и та же актриса играла героиню на протяжении всей жизни. На экране Присцилла проходит путь от подростка до взрослой женщины и матери. Лично меня очень впечатлил талант Кейли, как она смогла отследить все малейшие трансформации персонажа на всем протяжении съемок, которые проходили не в хронологическом порядке. То, как она воплотила эти изменения на экране, поражает.

– Где проходили съемки фильма?

– Мы построили Мемфис и Лос-Анджелес 1960-х гг. в Торонто, причем зимой. И только с помощью нашей замечательной команды, благодаря общим усилиям, совместной работе и волшебству кино нам удалось воссоздать еще и Германию 1950-х и Мемфис 1960-х в Канаде.

Мы соорудили множество декораций, чего я никогда раньше не делала. Обычно я снимаю на натуре, поэтому «Присцилла» стала для меня новым необычным опытом. Мне приятно смотреть на экран и видеть, как все элементы пазла сложились воедино.

«Мне кажется, сейчас аудитория более открыта»

– Как думаете, зрители посмотрят на Элвиса по-новому после вашего фильма? В «Присцилле» он показан просто как мужчина, а не мировая звезда.

– Мемуары Присциллы Пресли захватывают с первых строк, в них сделан акцент на человеческой стороне Элвиса, показывается, каким ранимым он был. Вы начинаете понимать, откуда шли его страхи и сомнения как музыканта. Мне захотелось представить эту сторону его личности и то, каким его видела его возлюбленная.

Я очень старалась показать их отношения с позиции Присциллы, всегда возвращаясь к ее точке зрения на то, что происходило в их паре – каким было ее общение с поп-королем в их частной жизни, как она его воспринимала и поддерживала. Это история не про Элвиса как исполнителя, а про обычного человека с фобиями и неуверенностью.

Очень не хотелось его очернять. Я стремилась, чтобы он был просто мужчиной со своими недостатками. Мне кажется, Элвис вызывает симпатию, у него определенно были моменты, когда он не был милым и приятным. У Пресли были хорошие и плохие дни, но, думаю, в их отношениях было много любви.

– Вы не изменяете своему стилю, поэтому картину нельзя назвать байопиком в традиционном понимании. Как вы решили, что именно сцены в Грейсленде станут ключевыми?

– Думаю, для меня самым интересным было придумать, как рассказать эту историю. Отношения с Элвисом занимали огромную часть жизни Присциллы. Передо мной стоял вопрос как же обобщить ее опыт, чтобы он вписался в фильм, хронометраж? Как рассказать историю с ее точки зрения, найти идеальный способ для нелинейного повествования, показать – как изменилась Присцилла с 14 лет в начале фильма и почти 30 лет в финале?

Для себя я решила, что ключевым моментом будет ее время в Грейсленде: перед глазами так и стояла картина, как Присцилла въезжает в него, а в конце – покидает его. Так я решила сосредоточиться именно на этом периоде. Но, конечно, нужно было показать ее предысторию – как она встретила Элвиса и оказалась в Мемфисе.

– Это было время, когда женщина должна была посвятить себя отношениям, этого же ждали и от Присциллы, верно?

– Да, определенно. Ожидалось, что она будет находиться дома, не будет строить карьеру. Я знаю много женщин того поколения – например, мою маму. Тогда главным счастьем считалось иметь хороший дом, успешного мужа и детей, но, если ты хотела чего-то большего, с тобой явно было что-то не так. В процессе поиска баланса в семьях часто возникало много конфликтов.

Но это также поколение, которое меня вырастило, и сейчас, смотря на своих детей, я понимаю, что они не считают только мужское мнение самым главным. Поэтому действительно было интересно взглянуть на ту эпоху и ощутить себя между этими поколениями.

– Интересный момент: в фильме Присцилла часто заходит в комнату, а Элвис уже находится там. Было ли это специальной метафорой, чтобы показать, что она всегда обитала исключительно в его мире и на его орбите?

– Именно так. Как личность во многом ее сформировало окружение Элвиса, его вселенная. Когда он находился дома, везде царил шум, было много людей, волнения и энергии. А когда Элвиса не было рядом, Присциллу окружало тихое одиночество. Мне очень хотелось подчеркнуть этот контраст.

Об этом много говорится в книге – как она переехала жить в Грейсленд и почти сразу Элвис поехал на съемки в кино, ожидая, что Присцилла останется дома. Полагаю, ей сказали, что она не может приводить друзей в Грейсленд, из-за этого она почти всегда была одна. Я знаю, что Присцилла дружила с некоторыми женщинами, которые работали в поместье, но казалось, что это был довольно изолирующий опыт для нее.

– Сможет ли сегодняшнее поколение непредвзято посмотреть на историю Присциллы?

– Это интересно, потому что, когда книга Присциллы вышла в середине 1980-х гг., ее не очень хорошо приняли. Думаю, тогда люди еще не были готовы понять ее опыт и то, через что ей пришлось пройти. Мне кажется, сейчас аудитория более открыта тому, чтобы услышать ее версию истории.