Профсоюзный лидер завода GM в Петербурге восстановлен на работе судом

Уволенный во время итальянской забастовки профсоюзный лидер завода General Motors спустя три с половиной месяца через суд возвращается на работу

General Motors Company

Автоконцерн. акционеры: правительство США (60,8%), фонд медицинского обеспечения профсоюза объединенных работников автопромышленности (17,5%), правительства Канады и провинции Онтарио (11,7%), Motors Liquidation Co. (10%). Является преемником General Motors Corporation, прекратившей существование в июле 2009 г. в результате банкротства. Производит автомобили под девятью брендами. В 2009 г. произвела в Петербурге 7967 автомобилей.

Сегодня утром Евгений Иванов, лидер профсоюза завода General Motors, уволенный в середине ноября прошлого года, вновь придет в сварочный цех. Вчера Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга восстановил его на работе. Компания по решению суда должна выплатить ему около 103 000 руб. зарплаты, недополученной из-за вынужденного прогула, и еще 3000 руб. как компенсацию морального ущерба, рассказал Иванов.

GM подчиняется решениям суда и ждет Иванова на заводе, сообщила представитель предприятия Юлия Бойчарова. Будет ли компания оспаривать решение районного суда, она не говорит.

Администрация завода уволила Иванова за отсутствие 21 октября на работе без уважительной причины более четырех часов – по ст. 81 Трудового кодекса. Сам Иванов утверждал, что присутствовал в цехе, но не работал, поскольку не получил от администрации инструкции по охране труда при работе с грузоподъемными механизмами и копии документов, которые свидетельствовали о сдаче им экзамена для допуска к работе.

Незадолго до увольнения профсоюз завода объявил итальянскую забастовку, требуя гарантий ежегодного повышения зарплаты на инфляцию плюс 8%, а также отмены переноса рабочего времени с одной 40-часовой недели на другую и повышенных ставок за переработки. Иванов тогда утверждал, что из-за замедления темпов работы производительность предприятия снизилась на 30%. Но представитель GM говорил, что никакой забастовки нет, а завод работает медленнее из-за мероприятий по подготовке сборки новой модели – Opel Astra.

Администрация GM, по всей видимости, очень хотела избавиться от Иванова, если пошла на рискованный вариант увольнения на грани нарушения законодательства, полагает сотрудник HR-отдела одного из региональных автозаводов. Решение суда нанесет удар по репутации компании как работодателя, считает менеджер.

Шансы оспорить решение суда в кассационной инстанции крайне малы, думает партнер «Дювернуа лигал» Игорь Гущев. По его словам, в подобных спорах суд чаще всего встает на сторону работника.

Победа Иванова показывает, что рабочие эффективно могут бороться с незаконными действиями работодателей, радуется заместитель председателя профкома всеволожского Ford Александр Астафьев. Он говорит, что в 2006 г. профсоюзу Ford удалось выиграть дело и вернуть на завод четырех уволенных после итальянской забастовки рабочих. Двое из них согласились получить компенсацию и ушли, а двое работают до сих пор, утверждает он. Это подтверждает источник, близкий к заводу. Иванов вчера сказал, что пока не знает, останется ли на предприятии. Администрации предприятия придется либо договариваться с ним, либо ждать реального нарушения трудовой дисциплины с его стороны, говорит Гущев.