Молодые россияне все чаще интересуются созданием бизнеса

Молодые россияне все чаще интересуются предпринимательством и создают свое дело при поддержке государства. Эксперты не обольщаются: бизнес на чужие деньги обычно недолговечен

На создание собственного бизнеса в разгар кризиса 30-летняя петербуржанка Наталья Довгаль и ее партнеры потратили всего 12 000 руб. За год оборот ее компании «Сити гифтс», специализирующейся на поставках сувенирной продукции и производстве рекламной полиграфии, превысил 5 млн руб. «Я давно хотела создать бизнес. Присматривалась к разным сферам, особенно меня привлекали инвестиции, – рассказывает Довгаль, – но я четыре года проработала на рынке рекламы и подумала, что смогу сама развивать агентство». К решительному шагу Наталью фактически подтолкнул бывший работодатель, принявший решение в кризис закрыть компанию. Подобных Наталье молодых предпринимателей сегодня в России и много, и мало.

Многие хотят

Служба «Поиск@Mail.Ru» зафиксировала рост интереса российских интернет-пользователей к предпринимательству: частота поискового запроса «Как открыть свое дело?» за последний год выросла на 62%.

По данным анализа более 300 000 запросов, наибольшую активность проявляют люди в возрасте 19–25 лет, причем чаще всего вопросами создания бизнеса интересуются девушки (58,77% от общего количества запросов по теме). По подсчетам аналитиков портала, наиболее часто предметом запросов становится открытие своего кафе или ресторана – обзавестись собственным общепитом хочет каждый десятый из рвущихся в бизнесмены. Второе и третье место по популярности удерживают салон красоты, туристическая фирма, магазин по продаже одежды и аптека. Мужчины интересуются вопросами открытия магазина автозапчастей, автомойки или юридической консультации.

За 2009 г. в России насчитывалось 5,606 млн предприятий среднего и малого бизнеса, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей, подсчитал Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). В докладе «Индекс развития малого предпринимательства» утверждается, что за кризисный год в стране число малых предприятий выросло на 9,3%. Причем треть новых предприятий (135 600) создана благодаря государственным грантам, из которых львиная доля – 127 600 – за счет Минздравсоцразвития, а 8000 – за счет Минэкономразвития.

«Прирост числа предпринимателей вовсе не означает улучшение ситуации в этом секторе экономики», – заметил куратор исследования Александр Шамрай. По его данным, за год инвестиции малых предприятий в основной капитал упали на 26,7% до 346,1 млн руб. Суммарный оборот малых предприятий снизился на 9,7% до 16,873 трлн руб.

По оценке НИСИПП, первое место по уровню развития малого предпринимательства в 2009 г. занял Краснодарский край, обойдя Санкт-Петербург, Москву, Калининградскую область и Ставропольский край.

Не многие могут

В стратегии поддержки занятости 2010 г. Минздравсоцразвития делает ставку на дальнейшее стимулирование предпринимательства. Заместитель министра Максим Топилин в начале года потребовал от регионов вместо направления людей на временные работы чаще помогать им открыть свое дело, выплачивая в качестве начального капитала 58 800 руб. на человека и столько же каждому, привлеченному в бизнес. В прошлом году этим воспользовались 127 600 безработных, в нынешнем предполагается поддержать 174 400 начинающих предпринимателей.

Руководитель Федерального агентства по труду и занятости Юрий Герций также выделяет программу поддержки предпринимательства. По его данным, кроме нашумевшей истории об открытии безработным на государственные средства кролиководческой фермы было много других, не менее любопытных бизнес-планов, профинансированных из госбюджетов. В частности, один селянин обзавелся кузницей, трудоустроив там еще двух безработных, другой открыл похоронное бюро, третья – брачное агентство. В числе необычных бизнес-проектов – фирма по осеменению крупного рогатого скота.

Свою лепту в поддержку предпринимательства решило внести Федеральное агентство по делам молодежи при поддержке компании «Эрнст энд Янг» – они проводят конкурс «Молодой предприниматель России – 2010». Заявки на конкурс представили более 700 человек из более чем 45 регионов России. Средний возраст конкурсантов – 25 лет, но есть и совсем юные участники: самому молодому – 17. Наиболее активными регионами с точки зрения количества поданных заявок стали Краснодарский край, Челябинская область и Ульяновск. Гранты и прочие денежные поощрения не предусмотрены, но все финалисты будут приглашены на Международный экономический форум в Санкт-Петербурге. Организаторы считают, что возможность заявить о себе на таком мероприятии, наладить контакты с потенциальными инвесторами и партнерами ценнее, чем любые гранты.

По мнению Шамрая, большинство малых предприятий, образованных на федеральные гранты, могут оказаться слабыми и нежизнеспособными, поскольку основавшие их бизнесмены не рискуют собственными деньгами. В 2010 г. он прогнозирует снижение прироста числа предприятий, но увеличение (на 20–25%) их общего оборота в сравнении с 2009 г. Но ожидать восстановления показателей 2008 г., на его взгляд, не стоит.