Представители многих профессий считают свою работу ненужной

Более трети работающих россиян, опрошенных экспертами, считают свою деятельность абсолютно бесполезной для общества. Как такое отношение к результатам труда сказывается на эффективности?

Пока я преподавала в музыкальной школе, то считала свою работу полезной: развивала детей, в чем-то воспитывала их, и до сих пор мои выпускники пишут мне слова благодарности. Но моя нынешняя работа, – честно признается Анна, специалист комитета по культуре правительства крупного мегаполиса, – не только не полезна – она мешает и усложняет жизнь многим».

В чиновники, по ее словам, Анна подалась, потому что по характеру карьеристка: к 28 годам стала заместителем директора музыкальной школы – и расти дальше было некуда.

«По сути, я бесполезное офисное существо, – вздыхает Елена, руководитель call-центра страховой компании, – потому что общество без меня может спокойно прожить».

Нужные и ненужные

59% из 3000 опрошенных компанией HeadHunter работающих россиян уверены, что приносят пользу обществу своей работой. Наиболее остро собственную полезность ощущают работники сферы ЖКХ, услуг для населения (ремонт, сервис – 84%), работники сферы медицины (83%) и образования (79%).

В бесполезности своей работы для людей больше остальных уверены работники сферы FMCG (52%), компаний B2B (45%), сотрудники многопрофильных холдингов (44%), маркетологи и рекламщики (43%). Чаще других в бесполезности своей работы уверены линейные менеджеры (34%).

2% опрошенных россиян уверены, что их работа вредна обществу. Так думают в основном работники сферы добычи и переработки полезных ископаемых (8%) и работники сферы FMCG (5%).

«Я работаю в сфере ЖКХ в компании по транспортировке и утилизации мусора, моя компания обслуживает около 500 000 жителей Петербурга», – рапортует Максим Ильин, ведущий инженер отдела договоров в транспортной компании «ПКФ «Петро-Waste».

«Хотелось бы думать, что мой труд позволяет снижать розничные цены на товары, делая их доступнее, но я понимаю, что всего лишь делаю чуть богаче владельцев бизнеса», – сокрушается Михаил, специалист по оптимизации логистических схем крупной торгово-закупочной компании.

«Об отношении к маркетинговым коммуникациям и их полезности стало все понятно в кризис. Большинство работодателей в первую очередь беспощадно разогнали именно отделы маркетинга и PR, расторгли многолетние контракты на оказание услуг, – говорит Иван Овчаров, генеральный директор коммуникационного агентства PR.Director. – Но косвенно маркетинговая работа прямо пропорциональна объему продаж и развитию компании».

«Руководителям не стоит закрывать глаза на подобные настроения подчиненных, – уверена Мария Макарушкина, руководитель практики «ВИП-консультирование» «Экопси консалтинга». – Даже если водителю не полениться и объяснить, что именно он везет и почему важно доставить корреспонденцию вовремя, осмысленность и ответственность его действий повысятся».

Сколько им платят

«Мы проанализировали базу вакансий сайтов hh.ru и Joblist.ru и выяснили, что средняя зарплата у специалистов тех профессий, которые считают свою работу полезной, находится на уровне средней зарплаты по стране или даже превышает ее. Востребованность таких специалистов за последний год выросла в среднем на 30–40%, что говорит о наличии стабильного спроса у работодателей, – констатирует Юрий Вировец, президент компании HeadHunter. – Очевидно, что проблема плохого имиджа этих профессий кроется в плохой информированности людей о перспективах трудоустройства».

Наталья Яковлева, президент ГК АВИС (компания занимается внедрением инновационных технологий в сельское хозяйство), поинтересовалась у сотрудников, насколько им важно, что, развивая компанию, «они делают вклад в российскую продовольственную безопасность». «Большинство ответили, что им приятно осознавать, что их работа полезна обществу, особенно поколение, воспитанное в советское время», – рассказывает Яковлева. Молодые сотрудники затруднились ответить, насколько им важна полезность их деятельности обществу, но единодушно признались, что на эффективности их труда это вообще не отражается.

«Если моему сотруднику интересен клиент и сфера его деятельности, то он гораздо эффективнее работает, выдает высокие показатели и вряд ли задумывается о полезности деятельности клиента для общества», – убежден Овчаров.