Слухи об отставке Якунина оказались преждевременными

Президент РЖД Владимир Якунин, чей трудовой контракт истекает в середине июня, сохранит свой пост. Слухи о его отставке оказались преждевременными
Д.Гришкин

Трудовой контракт с Владимиром Якуниным будет продлен, сообщил вчера на встрече с Якуниным президент России Дмитрий Медведев, рассказал «Ведомостям» знакомый Якунина. Эту информацию подтвердили два правительственных чиновника. Правда, никто из них не знает срок нового контракта (предыдущие два были на три года).

Интрига – останется ли Якунин руководителем РЖД – сохранялась весь последний год. В ноябре слухи о его отставке усилились: Якунин «закрывает дела», говорили знающие люди. Сам Якунин на вопрос, сколько времени он рассчитывает руководить РЖД, в интервью «Ведомостям» ответил: «Правительство определяет этот срок». Опасения, что Якунину не удержаться, усилились в январе 2011 г., когда после теракта в «Домодедово» Медведев нагрянул на Киевский вокзал и не обнаружил там рамки металлоискателей. Медведев устроил публичный разнос президенту РЖД.

Фамилии возможных преемников Якунина, впрочем, ни разу не назывались. Сам же он время от времени фигурировал в неофициальных списках преемников: в 2007 г. – президента (когда Владимир Путин искал себе замену), в 2010 г. – мэра Москвы (после отставки Юрия Лужкова). Якунин свои политические амбиции, как правило, отрицает.

Якунин возглавил РЖД в июне 2005 г., до этого пробыв два года первым вице-президентом компании и три – замминистра транспорта. Инициатива назначить его президентом РЖД исходила от Путина, у которого с Якуниным много общего. Например, Якунин в 1985–1991 гг. работал в представительстве СССР при ООН в Нью-Йорке (а Путин почти в те же годы – директором Дома дружбы СССР – ГДР в Дрездене). В начале 1990-х, когда Путин отвечал за внешние связи в мэрии Петербурга, Якунин был вхож в городскую администрацию. Якунин вместе с другими знакомыми Путина входил в совет директоров банка «Россия». А когда Путин возглавлял Главное контрольное управление президента, Якунин служил начальником его Северо-Западной окружной инспекции.

Якунин провел основные реформы в железнодорожной отрасли. Почти весь парк вагонов – пассажирских и грузовых – выведен в «дочки»; проведено IPO «Трансконтейнера»; создано несколько компаний с частными инвесторами («Русагротранс», «Рейлтрансавто», «Русская тройка»). Но реформа еще не закончена и менять «паровоз на переправе», т. е. президента РЖД, нельзя, уверен председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев.

Реформа отрасли могла бы быть более эффективной, считает председатель президиума НП «Совет участников рынка операторов железнодорожного подвижного состава» Сергей Мальцев. Планы по совершенствованию конкуренции на железнодорожном транспорте и появлению независимых перевозчиков остаются на бумаге; развитие РЖД идет за счет бюджетного финансирования, а не за счет повышения эффективности, указывает он.