Зачем компании объявляют себя инновационными

Быть инновационным нынче модно, о чем бы ни шла речь: о высоких технологиях или упаковке для сыра. Часто этим словом прикрываются те, кто просто хочет привлечь внимание инвесторов и потребителей. Но эксперты не дремлют и четко отличают истинные инновации от фальшивых
Д.Гришкин/ Ведомости

Большинство компаний провозглашают себя инновационными в надежде обвести вокруг пальца инвесторов. Это способ показать, что компания развивается, хотя на самом деле никакого особого роста нет», – говорит Клейтон Кристенсен, профессор Гарвардской бизнес-школы и автор книги «Дилемма инноватора» (The Innovator’s Dilemma).

В годовых и квартальных отчетах компаний, которые они пишут для американской комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), слово «инновация» в прошлом году было упомянуто 33 528 раз, что на 64% больше, чем пять лет назад. А исследование Amazon.com показало: за последние три месяца в США было опубликовано более 250 книг со словом «инновация» в названии. Большинство книг было посвящено бизнесу.

Мода на инновации породила также целую отрасль консалтинговой индустрии. Компании, входящие в список Fortune 100, платят консультантам по инновациям от $300 000 до $1 млн за один проект, что в год может составить от $1 млн до $10 млн, подсчитал Алекс Кэндайбин, консультант по инновационной стратегии исследовательской компании Booz & Co.

В России вокруг слова «инновация» сейчас тоже много спекуляций, говорит Николай Комков, профессор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. «Чтобы всерьез говорить об инновациях, нужно сформировать модель инновационного развития предприятий и перестроить под эту модель законодательную базу, которая сейчас ориентирована на инерционное развитие в условиях сырьевой экономики», – объясняет эксперт и добавляет: сегодня темпы роста импорта технологий и оборудования составляют 40–50% ежегодно, российские компании пользуются в основном западными инновациями, а не создают свои собственные.

Рассуждениями об инновациях чаще всего прикрываются маркетологи, чтобы продать новый продукт компании. Но российский потребитель консервативен, небогат и практичен, он не готов тратить деньги на товар, который провозгласили инновационным, а в реальности просто добавили к нему несколько новых опций, делится мнением Борис Вольпе, вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса компании «Ситроникс». «Моя жена в отличие от американских домохозяек ни за что не купит, скажем, терку с вентилятором только потому, что это инновационно. Она будет тереть сыр старой теркой, которая проверена временем», – смеется он.

Что считать инновацией

Сайт Росстата дает инновации следующее определение: это «конечный результат инновационной деятельности, получившей воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта производственного процесса, маркетингового или организационного метода – в ведении бизнеса, организации рабочего места или внешних связях».

Ренди Пападеллис, гендиректор американской компании Ocean Spray Cranberries, считает инновацией процесс превращения отходов пищевого производства в полезный продукт для потребителя. Так, например, из шкурки от клюквы был создан популярный снэк Craisins.

Для Майкла Долстена, главы подразделения по исследованию и развитию компании Pfizer, инновация – это расширение функций и границ использования продукта. Как, например, произошло с детскими вакцинами, которые стали использовать и для пожилых пациентов.

«Инновация – это прежде всего грамотно созданный технологический продукт, ориентированный на конкретные потребности рынка», – говорит Вольпе. Например, одним из безусловно инновационных продуктов своей компании он считает проект НИКА («Наблюдение и контроль автотранспорта»). Суть проекта – разработка и внедрение системы контроля автотранспорта на базе технологий спутниковой навигации в форме услуги, оказываемой совместно с оператором сотовой связи. «Мы продаем этот продукт в России, а сейчас вышли еще и на индийский рынок, где подключили к проекту уже 500 автомобилей. В основном это такси и самосвалы, принадлежащие горно-металлургическим компаниям», – поясняет он. По его словам, услуга очень востребована, так как позволяет четко контролировать и анализировать все перемещения автомобилей компании.

Россия старается

Согласно исследованию, проведенному экспертами РЭШ совместно с Pricewater­houseCoopers в сотрудничестве с РВК и корпорацией «Роснано», большинство крупных российских компаний (83%) считают, что к 2020 г. российская экономика будет более инновационной. Опрос, проведенный среди 100 компаний с годовым оборотом от $100млн из разных отраслей экономики показал: более трети респондентов (39%) в течение последних двух лет приступили к производству новых продуктов. Почти 80% новых продуктов и технологий разрабатываются внутри внедривших их компаний. Лишь около 20% компаний обращались для этого к внешним подрядчикам в России, и считанные компании использовали зарубежных подрядчиков.

Например, компания «Яндекс», которая в марте 2011 г. заняла первое место в рейтинге 10 ведущих инновационных компаний России, составленном американским изданием Fast Company, первой начала использовать морфологию русского языка при поиске, первая запустила «параллельный поиск» (одновременный поиск по разным массивам информации) и первой создала в рунете в 2002 г. технологию защиты от спама «Спамооборона», рассказала Элина Ставиская, представитель компании.

«Мы максимально заинтересованы в формировании инновационной инфраструктуры, рынка инновационных технологий и продуктов. И ориентированы скорее на создание благоприятных условий, позволяющих быстро находить и приобретать инновации для эффективного использования в нашей производственной деятельности и выполнении инвестиционных планов», – говорит Михаил Козлов, директор по инновациям и ВИЭ компании «Русгидро». По его словам, компания позиционирует себя не столько как производитель инновационных решений, сколько как крупный потребитель технологических инноваций в различных областях энергетики. Сейчас компания реализует ряд инновационных проектов. Из поступивших заявок (271 шт. на сумму более 14 млрд руб.) было отобрано менее 30 проектов. В ходе корпоративных процедур одобрение прошел 21 проект на сумму более 2,2 млрд руб.

Используют всех

«Наша цель – научить работников видеть конкретную проблему как потенциал для улучшения их обычной производственной деятельности», – говорит Евгений Можаев, директор по организационному развитию ТНК-ВР (блок «Разведка и добыча»). В компании разработан процесс рассмотрения предложений работников и соответствующая система мотивации. А популяризация данного процесса в дочерних обществах закреплена как раз за отделом инноваций. «Ключевые задачи, которые стоят перед нами сейчас, – это сокращение времени от подачи предложений до начала их реализации», – пояснил Можаев.

«В компании 3М действует политика «открытых дверей» для идей сотрудников, – рассказывает Софья Громова, технический директор «3М Россия». – Это значит, что любой сотрудник поощряется к постоянной выработке новых идей, создавая новую продукцию, открывая новые рынки или совершенствуя бизнес-процессы. Правило «15%» позволяет техническим специалистам 15% своего рабочего времени тратить на разработку собственных проектов и идей». В 3M применяется методология «Шесть сигма», нацеленная на непрерывное выявление узких мест в бизнес- или производственных процессах, постоянное их совершенствование. Поэтому в этот процесс вовлечены все сотрудники компании – ученые и маркетологи, специалисты по продажам и ассистенты. Все идеи «проверяются на прочность». История развития компании показала, что даже самая странная на первый взгляд идея может обеспечить успех. Именно так были изобретены многие известные продукты компании, в частности знаменитые клеящиеся листочки Post it.

Узкий взгляд

Инновации, которые создаются на российском рынке, скептически замечает Комков из Института народнохозяйственного прогнозирования, носят скорее прикладной характер – они решают текущие проблемы компаний, но их недостаточно для того, чтобы вывести российскую экономику в целом на новый уровень и сделать ее по-настоящему инновационной. «Для начала нужно было бы создать по стране сеть инжиниринговых центров, которые занимались бы фундаментальными инновациями», – говорит он. И добавляет: «Отсутствие конкуренции на российском рынке не способствует развитию инноваций. В условиях острой конкурентной борьбы компании были бы вынуждены создавать у себя крупномасштабные научные центры для разработки инноваций, но они пока этого не делают, довольствуясь отдельными капиталовложениями в отдельные разработки».