Менеджмент
Бесплатный
Римма Авшалумова

Как создавались бесплатные электронные справочники с картой города 2ГИС

Бесплатные электронные справочники с картой города 2ГИС уже хорошо знакомы жителям российских городов. Сервисом пользуется более 12 млн человек, 68 офисов по России. Но до московского рынка Александр Сысоев, владелец компании «ДубльГИС», сумел добраться только спустя семь лет после старта проекта в 2004 г. в Новосибирске
Д.Абрамов / Ведомости

Александр Сысоев – один из немногих представителей своего поколения, который всю жизнь работает по полученной специальности. Выпускник факультета автоматики и вычислительной техники НГТУ, в конце 80-х гг. он занимался разработкой обучающих систем с использованием компьютерной графики. Как он сам смеется сегодня, «изобретали примитивный Power Point». Правда, параллельно Сысоев в начале 90-х гг. успел и почелночить – привозил на продажу вещи из Польши. А его жена открыла в Новосибирске небольшое швейное предприятие.

Побочная коммерция позволила заработать первоначальный капитал, но от IT-направления предприниматель отказываться и не думал. В начале 90-х гг. по заказу энергетиков, а потом и железнодорожников Сысоев с коллегами делали цифровые схемы для автоматизации электроснабжения. А под большой заказ от ГТС в 1994 г. была создана компания «Техноград плюс», занявшаяся разработкой профессиональных геоинформационных систем.

Сейчас трудно себе представить, что каких-то 15 лет назад не было ни Google Maps, ни «Яндекс.Карт». Не существовало и электронных карт городов в открытом доступе. Сысоев рассказывает, что такие карты частично были у картографов, но те предоставлять информацию отказывались. Пришлось все делать самим. Разыскали и приобрели последние еще советские снимки Новосибирска со спутника и стали на их основе делать электронную карту.

«Мы первая частная компания, которая получила разрешение на публикацию таких данных», – с гордостью говорит предприниматель. Именно эксперименты с цифровым планом и привели в 1999 г. к рождению проекта «ДубльГИС» – городскому информационному справочнику и геоинформационной системе.

Побочный продукт

Сысоеву хотелось сделать 2ГИС не для корпоративного заказчика, а просто для народа. Первый справочник стали продавать на CD, но не заладилось. Пираты тут же все растиражировали.

«В 1999 г. я написал концепцию 2ГИС, которая бесплатно распространяется и развивается за счет рекламы. Это хорошо известная во всем мире бизнес-модель «Желтых страниц». Но на тот момент ее еще никто не применял к электронным картам и компьютерным программам», – рассказывает Сысоев.

Затраты, по словам Сысоева, на том этапе были минимальные. Несколько тысяч долларов в год. Над проектом работало три человека. Многие задачи отдавали на аутсорсинг. Искали партнеров среди издателей справочников, сотрудничали с рекламными агентствами. «Какое-то время мы совершенно не умели зарабатывать на рекламе», – признается предприниматель. А учиться было не у кого.

Экспериментировал Сысоев долго. Свой отдел продаж в компании появился только в 2001 г., тогда же проект вышел на самоокупаемость и уже не требовал даже небольших вливаний из бюджета «Технограда». К 2004 г. Сысоев понял, что назрела необходимость 2ГИС выделять в отдельный бизнес. Бесплатный сервис стал конкурировать с настольными профессиональными системами, которые «Техноград» создавал для небольших компаний, ритейлеров, риэлторов. В 2004 г. Сысоев вышел из «Технограда», оставив его партнеру, появившемуся к этому времени. Денежных расчетов не было. Сысоев просто забрал проект 2ГИС.

«Мы прошли все канонические пути развития – от небольшого семейного бизнеса до становления сложной корпоративной структуры», – рассказывает основатель 2ГИС. Поначалу вместе с Сысоевым работали и его брат, и жена. «А сын фактически с детства в компании», – смеется он. Сейчас в бизнесе остался только сын. Дмитрий Сысоев возглавляет департамент новых продуктов. Всего в компании работает уже около 2500 человек. Из них 1500 – собственные сотрудники. И около 1000 – в компаниях франчайзи. Продавать франшизу в 2ГИС начали сразу же, чтобы ускорить географическое расширение компании и охладить пыл плагиаторов.

подойти к столице

В 2006 г. Сысоев приехал в Москву, прикинул, какие ресурсы понадобятся для выхода на столичный рынок, и от идеи отказался: «Мы бы просто захлебнулись. Нам не хватило бы ресурсов , чтобы выпустить качественный продукт».

Сегодня, даже понимая, что московские потребители уже плотно подсели на «Яндекс.Карты» и Google Maps, он все равно убежден, что торопиться не стоило. 2ГИС пришла в Москву лишь в 2011 г., уже завоевав все российские миллионники и открыв более 60 филиалов по стране. Инвестиции в запуск «2ГИС Москва» составили несколько десятков миллионов рублей. Спустя год ежемесячный оборот московского офиса уже около 15 млн руб.

Сысоев считает, что прямых конкурентов у компании нет. Но признает, что в сегменте геосистем они конкурируют прежде всего с «Яндекс.Картами» и Google Maps. Выход предприниматель видит в партнерстве. Уже сейчас 2ГИС сотрудничает с картами Mail.ru и Rambler, поставляет справочную информацию. И рассчитывает со временем договориться и с более крупными игроками.

«Мы заинтересованы во всех справочных службах с полными и качественными данными об организациях и ведем переговоры с 2ГИС, как и с другими справочными службами», – комментирует Анна Ламтюгина, руководитель группы маркетинга геоинформационных сервисов «Яндекса».

«Мы долго выбирали поставщика – рынок достаточно плотный, конкуренция высокая, – говорит Дмитрий Краминов, представитель проекта «Карты Mail.ru». – 2ГИС – производитель электронных справочников с наибольшим охватом на территории России. Благодаря этому сотрудничеству мы имеем возможность создавать собственные справочные сервисы для конечных пользователей, не вкладывая ресурсы в сбор и анализ исходных данных».

Обойдут ногами

Преимуществом своей компании Сысоев считает отработанную технологию сбора информации, которой, по его словам, нет ни у кого в мире. «ДубльГИС» не только обрабатывает интернет и печатные СМИ на территории, получает анкеты и обратную связь от пользователей, но и задействует собственный штат картографов и специалистов по сбору информации, которые ежедневно ходят по городу.

«А другого способа нет, – убежден предприниматель. – Мы размещаем в справочнике информацию вплоть до киосков». Сысоев говорит, что для 2ГИС стандарт достоверности – 95%. Все справочники регулярно обновляются. В большинстве городов это обновление ежемесячное, а в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде и Казани – ежедневное».

По словам Сысоева, 70% их рекламодателей – постоянные клиенты. Стандартный контракт заключается на четыре месяца. В некоторых городах постоянных клиентов более 80%, а в Москве эта цифра пока не превышает 33%.

Всего у компании на данный момент около 27 000 рекламодателей по России. Средний чек, как назвал это Сысоев, составляет 7000 руб. Вариантов размещения в прайс-листе столько, что привести пример довольно сложно. Самое дорогое размещение в Москве – рекламный модуль на стартовой заставке – обойдется рекламодателю в 424 000 руб., а абонентская плата за размещение в мобильной версии для регионов – около 2000 руб.

«Другого успешного способа монетизации геосервисов на сегодня в мире не существует, – рассказывает Ламтюгина. – Сейчас кажется, что потенциал – в мобильной рекламе, учитывающей местоположение пользователя. Толчок развитию мобильной георекламы может дать возможность расплачиваться с помощью мобильного телефона».

Съедят конкурента

Сейчас у компании 13 собственных филиалов и чуть меньше 60 франчайзинговых. Паушальный взнос для нового франчайзи рассчитывается индивидуально в зависимости от численности населения города и количества организаций. В среднем – около 1,5 млн руб. Ежемесячные роялти – от 5 до 15% от выручки. Максимальные роялти франчайзи начинает платить только после того, когда компания проходит точку безубыточности. В среднем это занимает около года. Рентабельность проекта для франчайзи Сысоев оценивает более чем в 800% за пять лет.

«2ГИС привлекла нас бизнес-моделью. И рыночная ниша в Магнитогорске была не занята, – рассказывает Ирина Даудова, соучредитель франчайзи-партнера 2ГИС в Магнитогорске. – Мы вложили более 3 млн руб., срок окупаемости составил пять месяцев. Наша расчетная рентабельность за пять лет – более 1000%. Сейчас в Магнитогорске у нас нет конкурентов, а в крупных онлайн-сервисах город представлен недостаточно подробно».

«Мы делаем город и выставляем на продажу. Передаем готовую карту со справочником франчайзи. Поддерживать ее он будет самостоятельно», – рассказывает схему Сысоев.

Города, интересные для «ДубльГИС», в России уже почти закончились. Такими Сысоев считает города с населением более 300 000. Но рост компании это вряд ли приостановит. В 2012 г. проданы две первые франшизы за рубеж – в Казахстан и Италию. Своя 2ГИС с сибирскими корнями теперь есть и у Венеции.

Оборот компании в 2011 г. составил 1,6 млрд руб., включая сеть франчайзи, оборот собственной сети – около 1 млрд руб. До кризиса 2009 г. компания ежегодно росла на 100%. В последние два года рост составляет около 50%.

«Емкость рынка пользовательских геосервисов – это все взрослые пользователи интернета, так как у каждого из нас есть задачи, связанные с поиском мест и необходимостью ориентироваться в городе, – считает Ламтюгина. – Заметные игроки этого рынка всем хорошо известны – кроме «Яндекс.Карт» это Google Maps, региональный проект 2ГИС, карты других порталов. Также и много развивающихся интересных нишевых проектов».

«Спрос и предложение на рынке в целом и по сегментам стабильны и находятся в равновесии, – полагает Олег Клепиков, генеральный директор компании inFolio Research Group. – Поэтому дальнейшее развитие игроков возможно только по каннибалистической модели, т. е. за счет конкурентов. А чтобы развиваться по данному пути, менеджмент должен активнее использовать весь арсенал маркетингового инструментария».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать