Спрос на рынке корпоративного обучения в 10 раз превосходит предложение

Емкость рынка корпоративного обучения в 10 раз превышает объем предложения, подсчитали эксперты компании «Малакут – HR-исследования и решения». Спрос и дальше будет расти, предсказывают исследователи. Вопрос в том, кто лучше сможет его удовлетворить – тренинговые компании или бизнес-школы

По расчетам экспертов «Малакут – HR-исследования и решения», объем рынка корпоративного обучения и развития персонала в этом году достигнет минимум 70 млрд руб., в прошлом он был около 60 млрд руб. Емкость рынка, по консервативному расчету, составила в 2011 г. около 600 млрд руб., что превышает объем предложения более чем в 10 раз. Таким образом, возможности роста очень и очень большие, если, конечно, экономическая ситуация не ухудшится, говорит начальник управления «Малакут – HR-исследования» Наталия Гришакова. По данным исследования Trainings INDEX, которое делает «Малакут», 61% респондентов ожидают рост бюджетов на 30% (с февраля по апрель опрошено 40 крупных и средних компаний). Они планируют увеличить и объем аутсорсинга в среднем на 18,5% в этом году и еще на 15% в 2013 г.

Рынок на подъеме, так что будут появляться все новые форматы, а конкуренция за клиента между тренинговыми компаниями и школами бизнеса будет только увеличиваться, считает и директор по развитию и внешним связям школы бизнеса ИМИСП Дмитрий Павлов.

Крупные тренинговые компании следят за ситуацией и уже наступают.

40 руководителей из кадрового резерва группы компаний «Мечел» в августе прослушали четырехдневную программу MBA Express. Еще одной группе из 20 человек предстоит сделать это в сентябре. Все ее слушатели – менеджеры высшего звена, руководители инженерно-технических служб предприятий группы – основной приоритет кадровой программы компании в этом году, рассказала Светлана Косякова, директор департамента оценки и развития персонала ОАО «Мечел».

«Тренинговые компании обычно делают одно-двухдневный курс, – делится разработчик Express MBA, тренер компании Exect Business Training Олег Самольянов. – Мы разработали пятидневную программу, но «Мечел» попросил сократить ее на день, убрав блок «финансы», поскольку планирует изучение этой темы в привязке к своему бизнесу. За это время нам нужно дать слушателям понимание комплексности процесса управления и возможность осознать, чего им будет не хватать, если они будут назначены на следующую ступень управления. Этот курс – как набор гиперссылок в сети интернет – дает общее понимание того, какие модели существуют, и поможет при необходимости найти то, что нужно».

Весь кадровый резерв группы «Мечел» разделен по уровням, у каждого из которых своя модель профессионального роста. Резервисты высшего эшелона, кроме MBA Express, прослушают также курсы по лидерству (Максима Ильина из компании MTI), навыкам публичных выступлений (от Александра Гальчина) и курс «Финансы для нефинансовых руководителей» (Ирины Абрамовой из Lerner). Все программы отобраны по итогам конкурса, самая сложная – Express MBA. Бюджет не разглашается.

Создание многодневной программы для руководителей, да еще не бизнес-школой, а тренинговой компанией (Exect Business Training) – явление не частое для сегодняшнего рынка, говорит Екатерина Клестова-Надеева, аналитик «Малакут – HR-исследования». До кризиса таких проектов было достаточно, но потом большее распространение получили одно-двухдневные курсы.

Группа компаний MTI, официальный представитель FranklinCovey в России, ожидает роста спроса на программы по лидерству. Это одно из наиболее популярных направлений развития сотрудников, по данным исследования выборочных показателей систем обучения, проведенного MTI System в начале года (в анонимном онлайн-опросе участвовало более 50 компаний). В 2012 г. обучение по этому направлению запланировали 75% опрошенных компаний (рост за год на 16%), проведение таких программ внешними провайдерами в 2012 г. на 28% больше, чем внутренними силами, рассказала Мила Бырко, генеральный директор компании MTI System (группа компаний MTI). Под этот спрос компания в этом году вывела на рынок новый тренинг, сделанный как практическое руководство по повышению личной эффективности лидера в новых экономических условиях.

«Если говорить об эффективности работы в команде, адаптации новых сотрудников в коллективе, то можно оперировать в терминах коротких тренингов, но когда же речь заходит о лидерстве, формировании нового управленческого состава, то нужны долгосрочные образовательные программы, на которые способны школы бизнеса и корпоративные университеты», – уверена Анна Измайлова, руководитель маркетинговых коммуникаций Stockholm School of Economics Russia.

Клиенту нужны созданные под его потребности программы, считает руководитель академии «Делойта» в России Ольга Редько. Индивидуальные корпоративные семинары по МСФО – самый популярный продукт и у академии «Делойта» в России сегодня, говорит она. Способность адаптировать программы под практические запросы корпораций является важным преимуществом, соглашается Эндрю Тайлер, руководитель PwC Academy. «Сегодняшние студенты стремятся к получению не теоретических, а практических навыков, а качественным знаниям могут научить только практикующие специалисты», – уверен он.

Многим бизнес-школам непросто соответствовать такому спросу. За исключением 3–5 школ бизнеса большинство просто привлекают к своим программам вузовских преподавателей, у них нет никакой связи с практикой и, по сути, невозможна адаптация программы под заказчика, утверждает Клестова-Надеева. При этом цены на их услуги высокие. Тренинговые и консалтинговые компании более гибкие, другое дело, что создать индивидуальную программу также удается не всем, замечает она. Современную ситуацию на рынке краткосрочного корпоративного обучения эксперт сравнивает с той, что была с подбором персонала в 2009–2010 гг.: кандидатов много, достойных предложений мало.

При поиске тренерской команды Светлана Косякова из «Мечела» рассмотрела около 70 различных предложений и провела огромное количество встреч. «Мечел» интересовался не брендом провайдера, а личностью тренера – он должен обладать как управленческим, так и предпринимательским опытом и уже работать с производственными компаниями. Таких специалистов на рынке мало. «Возможно, не все слушатели курсов получат повышение, но наша цель – рост качества внутрикорпоративного взаимодействия и эффективности принимаемых ими решений, – говорит Косякова. – Через год мы оценим результативность программ по числу кадровых назначений и выполнению их слушателями индивидуальных планов развития».