Треть офисных сотрудников готовы променять нынешнюю работу на ручной труд

Треть офисных сотрудников не прочь променять нынешнюю работу на ручной труд, утверждают исследователи HeadHunter. Еще 42% готовы заняться физическим трудом, если вынудят обстоятельства
М. Стулов/ Ведомости

Из тех, кто готов переквалифицироваться, 43% утверждают, что такая работа перспективна и всегда востребована, а 26% уверены, что это неплохой источник дополнительного заработка. Таких людей стало заметно больше с 2009 г., когда был проведен аналогичный опрос. Тогда лишь 21% считали такую работу дополнительным заработком, а 39% были уверены в востребованности.

«Эта тенденция – свидетельство высокой конкуренции среди офисных работников за достойную зарплату. Как следствие, растет армия людей, которые вынуждены работать ничуть не меньше и даже тяжелее, чем люди физического труда, но за меньшие деньги», – считает Михаил Жуков, управляющий директор HeadHunter (HH).

Квалифицированные работники физического труда сейчас более дефицитны (а значит, у них меньше конкуренция за открытую вакансию), чем работники труда интеллектуального, утверждают в HH.

Богатство выбора

Печь на дому большие праздничные торты на заказ Мария Анисимова, менеджер по закупкам крупной петербургской торговой компании, затеяла вместе с коллегой из финансового отдела, которая живет по соседству. Увольняться и совсем менять род занятий предпринимательницы пока не собираются. Новая работа приносит не только радость, но и дополнительный заработок в 15 000–25 000 в месяц каждой.

Кстати, самыми привлекательными рабочими профессиями участники опроса считают специальность повара, автослесаря и кондитера. Правда, большинство айтишников ушли бы в электрики (13%), а, например, HR-менеджеры переквалифицировались бы в швеи (18%), 14% опрошенных юристов подались бы в повара.

Федор Тихонов, начальник отдела по работе на финансовых рынках ЗАО «Солид банк», привел в пример знакомого из сферы привлечения клиентов в банковском бизнесе: тот стал вместе с другом создавать точки продаж разливного пива, когда же бизнес пошел вверх, из банка не задумываясь ушел. А директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев вспомнил историю, как один знакомый «на отскоке» 2009 г. распродал свой пакет акций и стал успешным заводчиком служебных собак.

Побежденные роботами

Однако поспорить с данными HH.ru готовы многие из опрошенных «Ведомостями» сотрудников теплых офисов. «Откуда взялись 28% желающих уйти в «поля» в профобласти маркетинг/реклама/PR, – задается вопросом Лана Логинова, генеральный директор агентства Guarantee PR Corporation. – У меня широкий круг общения в среде действующих маркетологов и пиарщиков, но что-то никто из них не стремится стоять у плиты в ресторане».

Логинова полагает, что такие результаты могут быть справедливы для совсем начинающих работать в этой сфере молодых специалистов, которые приходят в PR, рассчитывают получить работу мечты в надежде, что будни будут наполнены новыми событиями. А в итоге выполняют 80% рутинной работы и сбегают в поисках чего-то иного, «неофисного».

«Рутинные офисные процессы все больше автоматизируются, и это подталкивает людей на поиски новых занятий», – рассуждает Игорь Кириченко, коммерческий директор IT-компании Naumen. Кириченко говорит, что практически после каждого проекта по внедрению информационных систем управления потребность в людях для обеспечения бизнес-процесса у компании-заказчика снижается на 10–40%. И людям приходится решать – уволиться, как «побежденным роботами», либо постараться занять иную, более высокую должность, где требуются более серьезные знания.

Устали руководить

Удивительно, что среди опрошенных руководителей высшего звена расстаться с креслом готовы 39%, еще 35% представителей топ-менеджмента сделают это в случае острой нужды. «Мысли о трудовом дауншифтинге в минуты усталости или отчаяния посещают практически всех, в том числе и меня, – признается Константин Трапаидзе, председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный». – Любой нормальный человек думает о том, что на работе, где меньше ответственности, где видишь результаты сделанного твоими руками труда, существенно легче».

«Обычно такие мысли возникают от избытка офисной однообразной работы перед компьютером. Ведь столько романтики в работе таксиста, бороздящего неоновые магистрали столицы! Или как приятно, когда посетители кафе нахваливают выпеченные тобой пирожные, – иронизирует Владимир Зверев, директор коммуникационного агентства «Полезные связи». – Но теория, как правило, разбивается о непрофессионализм офисных работников, слабо представляющих себе, как в условиях ледяного дождя заменить спустившее колесо или каково это – руками каждый день замешивать тесто».