Константин Шор уходит с одной из важнейших должностей в ЦБ

В отставку уходит бессменный начальник московского управления Центробанка Константин Шор. Эта должность одна из самых важных в ЦБ, поскольку именно в Москве зарегистрированы крупнейшие банки страны
Константин Шор/ www.cbr.ru

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Отставку Шора вчера активно обсуждали в кулуарах съезда Ассоциации российских банков. Сам Шор находился в президиуме. Он удостоился похвалы и премии «Заслуженный банкир». Хотя это и не предварялось объявлением о его уходе, выглядело все именно как почетные проводы.

«Приказ по ЦБ [об отставке Шора] уже подписан», – уверяет топ-менеджер коммерческого банка со ссылкой на знакомых в ЦБ. Знает об этом и правительственный чиновник. Разговоры об отставке пошли пару недель назад, говорит сотрудник ЦБ. Официального подтверждения или опровержения этой информации вчера получить не удалось. Запрос в центральный аппарат ЦБ остался без ответа, а представитель Главного московского территориального управления ЦБ от комментариев отказался.

Шор возглавил Московскую городскую контору госбанка СССР в конце 1980-х. В 1988 г. перешел на аналогичную должность в Центробанк России. И с тех пор оставался бессменным руководителем московского главка. Из рук Шора получали лицензии все крупнейшие банки, отмечал ранее главный редактор журнала «Банковское дело в Москве» Виталий Коваленко. Длительное время надзор за московскими банками (а это больше половины всех банков страны) был сосредоточен именно в московском теруправлении. Это одновременно и усиливало позиции Шора в ЦБ, и увеличивало число его противников. Порой в приемной Шора собиралась компания, которой позавидовал бы председатель ЦБ, вспоминал один из очевидцев. Шор был способен решить проблемы большинства банков несколькими телефонными звонками. В 1998 г. он был одним из реальных претендентов на пост председателя ЦБ, рассказывали несколько банкиров. Но назначен был Виктор Геращенко.

После того как председателем ЦБ в 2002 г. стал Сергей Игнатьев, а его первым заместителем по надзору – Андрей Козлов, ключевые решения стали приниматься в центральном аппарате. На местах остались мониторинг и контроль за исполнением решений комитета банковского надзора. Но в состав комитета вошел и Шор. Крупные банки с тех пор ходили решать проблемы на Неглинку, в центральный аппарат ЦБ, а Шор помогал остальным, рассказывает один из банкиров.

Шор – осторожный банкир. В 1998 г. совет директоров ЦБ решил выдать стабилизационный кредит банку «СБС-агро». От ЦБ договор должно было подписать именно столичное теруправление. Но на документе стояла подпись не Шора, а его заместителя Александра Алексеева. Именно ему в апреле 2001 г. Генпрокуратура предъявила обвинение по статье «превышение должностных полномочий» за нарушение условий кредитования банка «СБС-агро», повлекшее ущерб государству на сумму свыше 5 млрд руб. Алексееву пришлось некоторое время провести в заключении, прежде чем он был полностью оправдан и восстановлен в должности.

Шор был единственным представителем надзорного блока ЦБ, входившим в наблюдательный совет Сбербанка. Бывший первый зампред правления Сбербанка Алла Алешкина говорила, что Шор в совете был одним из самых квалифицированных, вменяемых и конструктивных представителей ЦБ.

У Шора, по словам его знакомых, почти за два десятка лет сложились хорошие отношения с мэром Москвы Юрием Лужковым. Однако со временем причастность к лужковской команде стала ослаблять позиции Шора. Это, например, заставило Игнатьева задуматься, выдвигать ли в 2010 г. Шора в совет директоров ЦБ, уверял близкий к Кремлю чиновник. Тогда Игнатьев Шора все-таки выдвинул.

Кто заменит Шора, пока не известно. Сам он рекомендовал своих заместителей – Олега Киселева или Ирину Зубкову, говорит банкир со связями в ЦБ. Среди кандидатов – Алексей Плякин, директор департамента банковского надзора в центральном аппарате ЦБ, сказал другой банкир. А один из лоббистов называет в числе возможных назначенцев его заместителя – Михаила Ковригина. А также руководителя одного из структурных подразделений главка Алексея Войлукова – сына бывшего первого зампреда ЦБ.