Российские гендиректора не боятся рецессии

Большинство руководителей российских компаний оптимистично смотрит в будущее, невзирая на возможную рецессию. Таков результат опроса 2000 руководителей крупных компаний. Но некоторые гендиректора готовы с этим спорить
Е. Кузьмина/ Ведомости

Несмотря на негативный информационный фон, бизнес в меньшей степени ожидает вторую волну кризиса, считают в Strategy Partners Group, проанализировав результаты ежегодного опроса «Повестка дня СЕО», в котором приняли участие более 2000 руководителей и владельцев российских предприятий с оборотом от $100 млн.

Если в 2012 г. существенную вероятность кризиса прогнозировали 73% руководителей компаний, то сейчас этот показатель снизился до 44%, а 41% опрошенных и вовсе убеждены, что вероятность кризиса невысока.

Поводов для драматизации сейчас действительно нет, считает Ирина Кривошеева, генеральный директор УК «Альфа-капитал». Ее оценка текущей ситуации значительно оптимистичнее, чем в апреле 2012 г.

Оптимизм вопреки

«Мне кажется, данные опроса собирались до событий на Кипре, – полагает Марк Розин, президент «Экопси консалтинга». В последнее время, по моему ощущению, – а я общаюсь со многими владельцами крупного российского бизнеса – тревожность выросла, и выросла сильно». События на Кипре; цены на нефть снижаются, прогнозы экономического роста пересматриваются в сторону понижения, перечисляет Розин поводы для не столь оптимистичных прогнозов.

Кризиса к концу года ждет Кирилл Ершов, гендиректор агропромышленной группы «Молочный продукт», сейчас он более пессимистичен в прогнозах, чем год назад.

«Правда, может быть, тревожность стала настолько постоянным и напряженным фоном жизни российского бизнеса, что уже не воспринимается как нечто достойное отдельного упоминания», – рассуждает Розин.

Не разделяет мнения большинства опрошенных и Сергей Чернин, президент корпорации «Газэнергострой». Изменить свое мнение и его заставили ситуация на Кипре и падающие биржевые индексы. «Однако кризис – это возможность улучшить финансовое положение компании, приобрести хорошие активы за адекватную цену», – не унывает Чернин.

«Общие «положительные» выводы опроса удивляют, поскольку, общаясь с клиентами, в этом году мы гораздо чаще слышим слова про кризис. По ощущениям, клиенты в этом году сдержаннее в своих ожиданиях и не предвкушают особого роста,– говорит Наталья Ютанова, партнер Ward Howell, руководитель практик «Фармацевтика», «Медицина» и «Страхование». – Хотя в моих отраслях – фармацевтика, медицина и страхование – рынки ведут себя стабильно, но это вполне может быть и вопреки общей экономической ситуации: чем тревожнее времена, тем критичнее становится забота о здоровье и тем сильнее люди хотят застраховаться от возможных рисков. То же касается и стартапов: сейчас, как никогда, инвесторы готовы вкладываться в биотехнологии и медицину – то, что будет востребовано всегда и при любом экономическом раскладе, ведь здоровье, как и еда, –приоритетная и незыблемая в своей регулярности человеческая потребность, чтобы там ни было с экономикой, хотя, естественно, стандарты и того и другого подлежат значительной корректировке».

«Положительная динамика, касающаяся ожиданий кризиса, объясняется, на мой взгляд, не тем, что работать стало легче и лучше, а тем, что народ просто устал бояться. Люди живут в постоянном напряжении и в какой-то момент просто решают махнуть на него рукой, – прокомментировал опрос Александр Идрисов, управляющий партнер Strategy Partners Group. – То же касается цифр в отношении ВТО. Тех, кто опасался ВТО, стало меньше. Больше стало тех, кто к нему безразличен. А все потому, что ничего не произошло – ни плохого, ни хорошего. Это говорит еще и о том, что мы в большой степени ориентированы на внутренний рынок».

Внутренний климат

Во взглядах на инвестиционную привлекательность России гендиректора разошлись. По сравнению с прошлым годом увеличилась доля тех, кто оценивает инвестиционную привлекательность как«высокую» или «очень высокую», с 17 до 30%, вместе с тем стало больше и пессимистов, «крайне низким» оценивают этот параметр 15% руководителей вместо 8% в 2012 г.

«Стоит разделять оценку инвестиционной привлекательности с точки зрения внутренних и внешних инвесторов, – комментирует Кривошеева. – Российские инвесторы даже более охотно, чем в прошлом году, интересуются рынком облигаций. Мы видим стабильный рост наших облигационных портфелей, в прошлом году спрос был более взвешенный. Спрос на акции умеренно консервативный».

А вот интерес внешних инвесторов заметно снизился – такой вывод Кривошеева сделала, общаясь с коллегами по рынку.

Безразличны к ВТО

«Вступление в ВТО поставило нашу компанию на грань выживаемости», – констатирует Ершов. Половина выручки его компании формируется за счет свиноводства (есть еще растениеводство и молочное производство), поголовье – 80 000. Еще год назад закупочные цены на свинину (живок) составляли 95 руб. при себестоимости в 70 руб. Многие предприниматели активно инвестировали в эту отрасль. Сейчас цены упали более чем на 30 руб. Ершов говорит, что уже три месяца они вынуждены продавать свинину на 10–12 руб. ниже себестоимости. При этом мясо на прилавках не подешевело.

«Россия вступила в ВТО в самый неудачный для нашей отрасли момент. Помимо резкого падения цен на свинину выросли цены на зерно. Почти вся выручка уходит теперь на корма», – рассказывает Ершов.

Если для представителей сельскохозяйственного сектора вступление в ВТО – фактор негативный, то производственники видят новые для себя возможности. Кризис в Европе, по словам Чернина, позволяет приобретать европейские заводы достаточно дешево. Теперь у него более рыночный подход к тому, где выгоднее размещать производство.

Примерно 75% респондентов считают, что вступление в ВТО никак не отразилось на бизнесе их компании. А половина топ-менеджеров убеждены, что вступление России в ВТО никак не повлияло и на российскую экономику, хотя годом ранее они ожидали, что это окажет позитивное влияние. Негативное влияние почувствовали лишь 32% опрошенных.

Устали экономить

Повышение операционной эффективности, которую 46% директоров считали приоритетной задачей в прошлом году, в этом – уже не так актуально. Компании считают более целесообразным сосредоточиться на создании новых продуктов (33%) и выходе на новые рынки в России с существующими продуктами (26%).

«Естественно, после 2008 г. эффективность бизнеса стояла во главе всего. Но сейчас компании уже поднакопили доходы, появилась подушка безопасности, что позволяет более уверенно вкладывать в новые проекты», – согласна Кривошеева с результатами исследования. В этом году «Альфа-капитал» инвестирует рекордные средства в инфраструктуру.

Утверждение, что бизнес изменил приоритеты, кажется справедливым и Розину. «Руководители, похоже, устали топтаться на одном месте и ждать милостей сверху или еще откуда-то, они решили действовать – пусть даже в таких неблагоприятных условиях и даже не до конца понимая, где они, эти новые рынки», – полагает он.

Отход от операционной эффективности в сторону разработки новых продуктов и поиска новых рынков Идрисову кажется поспешным и несвоевременным: «Сокращать издержки – работа неприятная. Руководители захотели чего-то нового. Но я уверен, что на следующий год они, пометавшись и поискав, вернутся к этому приоритету. Потому что о сокращении издержек нужно думать всегда».