Имеет ли смысл работать между праздниками

Более 80% работодателей убеждены, что работа их компаний в межпраздничные дни будет малопродуктивной. Сотрудники оптимистичнее: половина работников уверяют, что их личная эффективность не снизится
М. Стулов/ Ведомости

Говорящий процент. 23%

работающих россиян устроили себе в этом году длинные майские каникулы, взяв отпуск на рабочие дни между праздниками, выяснил исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru.

Руководство бизнес-парка Nagatino i-land на межпраздничные дни затевает специальные мероприятия, которые напрямую не связаны с текущей деятельностью компании, но объединяют команду и позволяют сохранить продуктивность. Начальство предлагает сотрудникам своего рода субботники – например, разобрать архивы. «Такие мини-проекты, направленные на разработку совместной концепции, обсуждение какой-то новой идеи или просто субботник – хороший выход для компаний со сложными бизнес-процессами, у которых в такое время все равно не работают многие звенья цепочки», – полагает Наталья Трошина, начальник управления по работе с персоналом Nagatino i-land. В этом году в отпуск на майские ушли более трети сотрудников компании.

Расслабиться не грех

В том, что промежуток между праздничными днями – непродуктивное время, убеждено подавляющее большинство работодателей (81%), принявших участие в опросе исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru. Почти половина ответивших в этом даже не сомневается.

Впрочем, эффективность работы в межпраздничные дни зависит от сферы деятельности компании, считают эксперты. Чаще всего в низкой результативности межпраздничной работы убеждены HR-менеджеры сферы маркетинга и услуг (по 59%), а также IT, интернета и связи (51%).

«Половина наших сотрудников взяли на майские отпуск. Уйдут отдыхать и многие руководители компании», – говорит Дмитрий Зотов, генеральный директор лизинговой компании «Трансфин-М». Период между майскими праздниками, полагает Зотов, хорошее время для решения отложенных задач, разгребания завалов. Сам он будет контролировать процесс, находясь в отпуске, посредством почты и телефона. Серьезных лизинговых проектов на этот период у компании не предвидится.

Хотя в отпуск между праздниками ушло не более 5% сотрудников компании «Грако М» и сети магазинов «Детмарт», расслабленное состояние не обошло стороной их офисы. «Хочется идеальной картины, но нет смысла отрицать очевидное, – признается заместитель гендиректора компании Татьяна Кузнецова. – При этом продуктивность работы все же зависит от личных качеств сотрудников. Я всегда нахожу способ подбодрить коллектив в такие дни».

Потеря привычного ритма, отсутствие на работе многих контрагентов и сотрудников компании в любом случае нарушают налаженные процессы, убеждено большинство собеседников «Ведомостей». Сотрудники больше заняты обсуждением уже прошедшей части каникул и планами на следующие длинные выходные, так описывают атмосферу в офисе многие работодатели. Они признают это как данность и не видят особых проблем для компании.

«Да, деловая активность в такие дни традиционно падает: сотрудники, заказчики, партнеры уходят в отпуска. Но у этой национальной особенности есть и преимущества, – убежден Вячеслав Орехов, заместитель генерального директора «SAP СНГ». – Люди могут отдохнуть, провести время с семьей, поскольку между циклами деловой активности всех вовлеченных в бизнес компании сторон нет никаких расхождений». В «SAP СНГ» даже не стали требовать присутствия работников в офисе между праздниками. По словам Орехова, у всех есть удаленный доступ и они, зная свои проекты, могут сами определить график работы.

Режим не смягчают

Лишь 6% работодателей однозначно утверждают, что эффективность работы в их компаниях 6–8 мая не изменится, еще 19% рассчитывают, что расслабленная атмосфера не повлияет на работу компаний в эти несколько рабочих дней. Чаще так думают представители промышленных фирм и компаний медицинского профиля со сменным графиком работы.

Зато у некоторых компаний пик работы приходится именно на праздничные дни. «Мы рекомендуем сотрудникам планировать отпуск на межпраздничные даты только в том случае, если есть взаимозаменяемость», – категоричен Владимир Крауз, генеральный директор «Лекспро» (производство и распространение программного обеспечения одноименной информационно-правовой базы данных). Обычно в компании не требуют больничных листов, если сотрудник отсутствует 1–2 дня, но эти правила не распространяются на предпраздничные дни. Пропуски в такие периоды, по словам Крауза, всегда необходимо подтверждать документально. Иногда HR-департамент может проверить, выдавался ли больничный лист на самом деле. «Правда, за все годы у нас был только один сотрудник, который рискнул принести липовую справку. После чего нам пришлось расстаться», – добавляет он.

Не зависит от праздников и работа компаний, деятельность которых напрямую связана с иностранными партнерами. «В Европе майских праздников нет, да и наши производственные клиенты в России тоже не останавливают линий. Поэтому диспетчерская, транспортная служба и коммерсанты будут работать в дежурном режиме», – поясняет Леонид Шляпников, генеральный директор ОАО «Совтрансавтоэкспедиция».

«Просто в межпраздничные дни сотрудники, возможно, ощущают меньший прессинг, чем в обычные будни, – добавляет Татьяна Баскина, генеральный директор CASE. – Но ответственный сотрудник всегда работает с отдачей, а безответственный – всегда спустя рукава».

«Мы вряд ли могли бы считаться успешными, если бы работа нашего агентства напрямую зависела от того, возьмут или не возьмут люди отпуск на эти три дня», – скептичен Денис Рыжов, генеральный директор агентства «Ключевое звено». Представители креативных бизнесов однозначно убеждены, что продуктивность их сотрудников от праздников не зависит.

«Работа на процесс и работа на результат некоторым образом отличаются, – объясняет Ольга Панфилова, HR-директор Компании развития общественных связей. – Особенность PR-бизнеса в том, что работа менеджеров строится не по рабочему календарю Трудового кодекса, а по графику мероприятий, которые стоят в плане».

Не покладая рук

Любопытно, что сотрудники оценивают результативность своего труда в эти дни куда выше работодателей. Половина работающих россиян убеждены, что на их эффективности общая праздничная атмосфера никак не скажется. Только 26% респондентов опроса Superjob однозначно согласны, что межпраздничные дни непродуктивны. По их мнению, результативность труда падает в силу вполне очевидных причин: сложно включиться в работу сразу, как и после отпуска; многие контрагенты в такие дни забывают про договоренности; клиентам неинтересны услуги и продукты.

Ничуть не меньше, судя по опросу, и убежденных трудоголиков. Четверть принявших участие в опросе убеждены в высокой личной эффективности. Одни утверждают, что умение и желание работать зависит не от дня календаря, а от уровня мотивации и интереса к делу: «Если работа приносит удовольствие, деньги, помогает в самореализации, то никакие праздники или выходные не снижают ее эффективности». Другие объясняют это тем, что работают посменно или вахтовым методом.

Еще более ответственными работниками позиционируют себя пользователи портала «Работа@Mail.ru». 71% респондентов убеждают исследователей, что продолжительные выходные никак не скажутся на их работе. Лишь 29% полагают, что отдуваться за майские каникулы им придется потом, задерживаясь допоздна и наверстывая упущенное в выходные.