Financial Times назвала лучших провайдеров корпоративных программ и открытых тренингов в мире

Как и в прошлом году, IMD лидирует в категории открытых программ, а Duke Corporate Education - в категории корпоративных программ
IMD Business school

13 мая газеты Financial Times в 15-й раз опубликовала свой рэнкинг лучших бизнес-школ, обучающих по открытым и корпоративным программам Executive Education, за 2013 г. В обоих списках лидеры прошлого года удержались на своих местах: IMD в категории открытых программ и Duke Corporate Education - в категории корпоративных программ.

Duke Corporate Education лидирует в корпоративном рэнкинге в 11-й раз. Парижская бизнес-школа HEC, пятый год занимающая второе место, сократила дистанцию, заняв лидирующую позицию по четырем корпоративным критериям, однако международные связи Duke Corporate Education позволили этой школе удержать первое место.

Швейцарская школа IMD повторила прошлогодний успех в рэнкинге открытых программ с наибольшим, по мнению слушателей, общим баллом. Школа заняла первое место по такому параметру, как "достижение поставленных слушателями целей", а также по "качеству предлагаемых программ". В итоге IMD занимает первое место в пятерке лучших по совокупности шести параметров. Подробнее о том, как распределились места и о методике рэнкинга, см. таблицу и раздел "Методология".

Число слушателей на открытых программах выросло на 5% в сравнении с предыдущим годом, число же клиентов корпоративных программ выросло лишь на 4% за аналогичный период.

Подобно своим коллегам из других бизнес-школ, которые имеют зарекомендовавшие себя тренинги для топ-менеджеров, профессор Эрик Вебер, заместитель декана Iese Business School (Испания), отмечает, что сейчас компании вынуждены экономить деньги, из-за чего они с большей неохотой соглашаются на оплату обучения своих сотрудников, особенно когда речь идет о долгосрочных, более чем несколько дней, программах. Раньше около 80% студентов обучались за счет своих компаний, но сейчас эта цифра составляет около 40-50%.

Питер Каппелли, директор Wharton Center for Human Resources, тоже отмечает разительные изменения в источниках финансирования тренингов. "Одна из современных тенденций состоит в том, что специалисты, поступающие к нам на обучение на самые продолжительные и дорогостоящие программы, оплачивают их сами. Раньше такого никогда не было", - говорит он.

Методология

Ежегодный рэнкинг FT о программах для руководителей без выдачи диплома о присвоении ученой степени включает три рэнкинга: школ, предлагающих открытые тренинги (доступны всем желающим, длительность не менее трех дней); провайдеров программ для корпораций; комбинированный рэнкинг. Рэнкинг FT основан на удовлетворении слушателей программ (как частных, так и корпоративных), разнообразии участников и дисциплин, по которым ведется обучение, а также по количеству международных связей школы.

- Корпоративные программы

Для того чтобы попасть в рэнкинг, бизнес-школа должна получить доход не менее $2 млн в год от проведения корпоративных программ. Рэнкинг составлен на основе двух онлайн-опросов - школ и клиентов. Бизнес-школы указывают число топ-клиентов, которые затем опрашиваются.

Различные аспекты программы оцениваются по 10-балльной шкале, в которой 1 балл соответствует оценке "неудовлетворительно", 10 баллов - "превосходно". Первые 10 критериев рэнкинга получены в результате опроса слушателей программ для руководящего звена компаний; следующие пять - самих бизнес-школ. Эти показатели ранжированы в убывающем порядке. Последние два критерия приведены в информационных целях и не влияли на рейтинг.

Цифры в скобках показывают вклад каждого критерия в общий показатель в процентном соотношении. Вес показателей в первых девяти категориях определяется степенью их важности для клиентов.

Подготовка (8,3) - уровень взаимодействия между клиентом и школой, степень интеграции в программу идей ее потребителей, а также эффективность интеграции результатов последних исследований, проведенных школой.

Дизайн программы (8,4) - гибкость курса и готовность школы привлекать к работе сторонних специалистов и практиков.

Методы преподавания и учебные материалы (8,0) - современность методов преподавания и материалов и их соответствие данному контексту; насколько хорошо выдержано соотношение между академической строгостью и практической значимостью.

Преподавательский состав (8,5) - качество преподавания и слаженность работы преподавательского состава в целях обеспечения целостности программы обучения.

Новые навыки и обучение (8,4) - важность приобретенных навыков для работы, легкость их внедрения, степень, в которой курс обучения поощрял новые способы мышления.

Уровень сопровождения (6,8) - уровень и эффективность сопровождения, предоставленные слушателям программы после ее окончания.

Достижение целей (8,6) - степень удовлетворения академических и бизнес-ожиданий и качество обратной связи между участниками программы и заказчиками.

Техническое обеспечение (7,0) - оценка качества и удобства учебной среды, а также сопровождающих ресурсов и оборудования.

Соотношение цены и качества (8,0) - рейтинг дизайна программы, уровня преподавания и качества учебных материалов с точки зрения соотношения их качества и цены.

Применение в будущем (8,0) - вероятность того, что клиенты выберут программу и школу в будущем.

Иностранные клиенты (5,0) - процент клиентов, головные офисы компаний которых находятся за пределами страны или региона базирования бизнес-школы.

Иностранные слушатели (3,0) - наличие слушателей более чем из одной страны.

Программы обучения за границей (4,0) - степень международного проникновения индивидуализированных программ обучения.

Партнерские школы (3,0) - количество и качество программ, разработанных совместно с другими бизнес-школами.

Диверсификация преподавательского состава (5,0) - диверсификация преподавательского состава по национальной и половой принадлежности.

Общее число ответов - количество индивидуальных анкет, заполненных слушателями. Цифры в скобках показывают общее число лет, данные за которые включены в рейтинг.

Доходы от программ - доходы от программ в 2012 г. ($ млн, данные предоставлялись по усмотрению школы). Полученные значения базируются на среднем обменном курсе доллара в 2012 г.

- Краткосрочные программы - тренинги для менеджеров с разным функционалом.

Все школы оценивались по 16 критериям, каждый из которых имеет свое весовое значение. 10 критериев оценивали слушатели программ.

Критерии слушателей программ:

подготовка (7,7);

дизайн программы (8,6);

методы преподавания и учебные материалы (8,3);

преподавательский состав (8,7);

качественный состав участников (8,0);

новые навыки и обучение (8,7);

уровень сопровождения (7,3);

достижение целей (8,6);

питание и размещение (6,6);

техническое обеспечение (7,5) - оценка качества и удобства учебной среды, а также сопровождающих ресурсов и оборудования.

Оценки по следующим шести критериям выставлялись представителями самих школ и экспертами школ-конкурентов:

женщины-слушатели (2,0);

иностранные слушатели (3,0);

повторные продажи (курсов) и их рост (5,0);

программы обучения за границей (3,0);

партнерские школы (3,0);

диверсификация преподавательского состава (4,0).

Итоговый балл получается после суммирования взвешенных оценок.