В предприниматели позвали пенсионеров

В России стартует проект, призванный вовлечь в предпринимательское движение людей старшего поколения
Fotolia/ PhotoXPress

Пару лет назад появились фатальные прогнозы экономистов, предрекающих крах мировой экономики от быстро увеличивающегося числа пенсионеров. Тогда же эксперты международной компании Accenture предложили взглянуть на быстро стареющее население планеты не как на проблему, а как на новый ресурс экономического роста за счет расширения рынка труда, потребления и производства. «Серебряная экономика» создаст миллионы дополнительных рабочих мест и увеличит ВВП (среднемировое значение) на 2–2,5%, подсчитали Accenture и Oxford Economics.

«Стартапы и 50+» – так назвали одну из сессий международной конференции «Социальные инновации», которая состоится в октябре по инициативе Вагита Алекперова. То есть о вовлечении людей старшего поколения в активную деятельность, в том числе и в предпринимательскую, задумались и в России. А если свести людей преклонного возраста и совсем молодых начинающих предпринимателей, то результаты могут быть фантастическими, считают организаторы. Они рассчитывают на синергию опыта, мудрости, знаний и юности, энергии, драйва.

«Новое поколение пенсионеров не хочет выходить из социума и ограничивать свою жизнь садоводством и отдыхом. Это интересный и перспективный пласт нашего общества. Они могут быть предпринимателями, менторами. Но не всегда сами об этом знают. К тому же люди старшего поколении очень осторожны и не готовы рисковать, но смогут действовать, объединившись с молодыми», – убеждена Ольга Рябова, член координационного совета Торгово-промышленной палаты РФ по вопросам развития социального бизнеса и предпринимательства.

Среди старшего поколения немало людей, которые, по сути, являются предпринимателями, полагает Рябова. Однако в силу возраста они не могут сами полностью обеспечить всю бизнес-цепочку и вывести свое дело на новый уровень. В качестве примера такого взаимодействия Рябова приводит изготовителей сувениров, вещей ручного производства, выпечки. Когда молодой предприниматель обеспечивает логистику – привозит материалы, забирает продукцию и занимается ее реализацией, – а пожилой партнер обеспечивает качественное производство.

По данным Высшей школы менеджмента СПбГУ, средний возраст российского предпринимателя – 36 лет, среднему устоявшемуся предпринимателю – 43 года. Наименее вовлеченная в предпринимательскую деятельность категория – это люди старше 55 лет.

Удачные примеры взаимодействия молодежи и пожилых людей, по словам Рябовой, уже есть. К тому же вовлечение пожилых людей в активное общение с молодежью решает и другую социальную проблему: люди испытывают дефицит общения, но при этом еще полны сил и обладают огромным багажом знаний и навыков, которые они могли бы передавать.