Чикагская компания платит четверым сотрудникам, чтобы те не работали

Чикагская компания Hu-Friedy решила, что ее будущее зависит от четырех сотрудников. Теперь компания платит им, чтобы два года они не работали
Fotolia/ PhotoXPress

Пока прочие сотрудники обтачивают стальные цилиндры в производственных помещениях, четверо счастливчиков с марта постигают основы металлургии, термообработки и другие важные для компании премудрости. Руководство надеется, что двухлетнее обучение с отрывом от производства поможет компании со 106-летней историей остаться конкурентоспособной на рынке, где нет отбоя от конкурентов.

Чему их учат

До марта этого года 40-летний Тэм Нгуен был специалистом по автоматизации Hu-Friedy. Он отвечал за работу автоматических станков, штампующих разнообразные инструменты для дантистов. Например, так называемые гладилки, короткие плоские лопаточки, с помощью которых вносят пломбировочные материалы, или экскаватор, которым удаляют остатки пищи или мягкий зубной налет.

А одним майским утром в штаб-квартире Hu-Friedy он открыл круглую заслонку вакуумной печи и вытащил набор рукояток из нержавеющей стали на $10 000, которые вскоре станут частью зондов и шпателей. Он еще не раз заполнит печь, чтобы изготовить образцы, которые потом пойдут в чистовую обработку. Нгуен и остальные ученики должны будут составить ядро профессионалов, способных управлять производством, разработкой новой продукции.

«Только три или четыре сотрудника сейчас настоящие мастера, способные взглянуть на кусок стали и представить все его метаморфозы на пути к стоматологическому инструменту, - говорит создатель программы, топ-менеджер Hu-Friedy Клод Браун. - Моя задача - чтобы они передали знания следующему поколению».

Инвестиции в образование критичны для выживания многих компаний. Речь не только о навыках, которые немедленно понадобятся на работе, но и о глубоких знаниях, полезных для принятия решений и креативного мышления. Браун надеется, что ученики - все они сотрудники на сдельной оплате, выбранные из 14 претендентов, - станут штатными сотрудниками и займут должности инженеров-технологов или контролеров на производстве. И, может быть, подскажут компании, как улучшить продукцию и процесс ее изготовления.

Эти советы могут сильно повлиять на чистую прибыль компании вроде Hu-Friedy, в которой работает 750 сотрудников по всему миру. Рынок стоматологических инструментов оценивается в $600 млн. Он довольно стабильный и сформировавшийся, так что «инновации появляются все реже и реже», констатирует президент Hu-Friedy Кен Серота.

«Эти курсы делают нас лучше. Не слышал, чтобы другие компании часто шли на такой эксперимент», - доволен 29-летний Антуан Паттерсон, младший из четверки учеников.

Положительный пример

Пример Hu-Friedy - редкое исключение на фоне других компаний, десятилетиями сокращающих затраты на образование персонала. Благодаря Hu-Friedy появился еще один аргумент в давнем споре, в чьи же обязанности входит обучение сотрудников.

Компании жалуются, что не могут найти нормально обученный персонал. Но сами не слишком много делают для повышения квалификации кадров, парируют экономисты и эксперты. Не один десяток лет американские компании резали бюджеты на обучение, надеясь, что получением знаний займутся сами сотрудники или им помогут образовательные учреждения. Такой подход не одному человеку осложнил и начало карьеры, и дальнейший карьерный рост. На рынке труда возникла патовая ситуация: компаниям не нужны кандидаты без специфических навыков, вакансии пустуют, несмотря на миллионы безработных.

Один из методов, эффективность которого доказана временем, - наставничество - быстро приходит в упадок. По данным американского министерства труда, с 2003 по 2013 г. число таких программ сократилось на 40%.

Hu-Friedy сейчас тратит на программу наставничества около $600 000 в год. Треть этой суммы уходит на заработную плату учеников, остальное - на оборудование, учебные материалы, оплату труда сторонних преподавателей.

Чувство металла

Ученики впервые за долгие годы оказались за партой. В 10.30 утра они собираются в конференц-зале компании, окна которого выходят в цех. На столах лежат учебники по термообработке и металлургии - это тема сегодняшнего занятия. Рави Сиралан, главный инженер-технолог Hu-Friedy, перечисляет неполадки, которые могут возникнуть при термообработке. Ученики прерывают лекцию вопросами о том, как разные химические элементы реагируют на нагревание. Разворачивается спор, важно ли держать температуру неизменной. «При 1820 градусах 10 градусов разницы - вопрос жизни и смерти», - подводит итог Сиралан.

Гендиректор компании Рон Саслоу уверен, что программа ученичества поможет Hu-Friedy сохранить производство в США, не перенося все цеха в Китай, где уже выпускается один из брендов компании, рассчитанный на развивающиеся рынки. В 2000-х гг. компания ради этой же цели заменила 15 сотрудников роботами, трудящимися по 12 часов в день.

«Столько лет мы держали в своих руках медицинские инструменты и не знали, из каких компонентов состоит сталь. Теперь знаем», - говорит 46-летний Хавьер Арак, работающий в компании уже 26 лет. Позже, когда рабочий день кончился, ученики показывают одно из прежних своих заданий - изогнутые в форме подковы стальные стержни.

74-летний наставник Мартин Шнекенбергер говорит, что изготовление таких образцов было одним из первых заданий во времена его ученичества. Оно позволяло будущим мастерам почувствовать материал. За плечами Шнекенбергера 60-летний опыт производства медицинских инструментов. Он уже думает об отставке, но только после того, как «мои мальчики выпустятся» и обретут чувство металла: «Надеюсь, они этого добьются».