Статья опубликована в № 3751 от 16.01.2015 под заголовком: В России не любят бизнес

Почему в Уганде 30% населения открывает бизнесы, а в России только 5%?

Лишь 5% россиян становятся предпринимателями и активно развивают свои компании
А. Таранин

Парадокс налицо: развитые страны показывают довольно низкую заинтересованность населения в создании своего бизнеса. В Японии, Дании, Бельгии и Германии показатели аналогичны российскому, в Великобритании - 7%, а в Италии только 3%. Зато в Латинской Америке предпринимателями становится около 20% трудоспособного населения, а в африканской Уганде - 30%.

Из-за чего идут на риск

Цифры ясно указывают на то, что чем менее развита и конкурентоспособна на мировом рынке экономика того или иного государства, тем большая часть населения выбирает для себя путь предпринимателя. И наоборот, чем более развита экономика страны, тем большее количество людей предпочитает работать по найму. Авторы доклада сделали на этот счет несколько предположений.

В странах с высокоразвитой экономикой у человека больше возможностей найти интересную и хорошо оплачиваемую работу по найму. Кроме того, высококонкурентный рынок требует от предпринимателя более отточенных навыков и более широких познаний для открытия собственного дела. И наконец, большую роль играет национальная культура ведения бизнеса. В обществе, где к рискам относятся негативно и стараются их избегать, у значительно меньшего количества людей возникает желание открыть свое дело. Кроме того, сытая и комфортная жизнь в развитых странах реже толкает людей на риски.

Для того чтобы более глубоко проанализировать ситуацию, авторы доклада выделили три аспекта предпринимательской активности. Первый - это активность стартаперов, иными словами, количество человек среди трудоспособного населения в процентном соотношении, идущих в предприниматели. Второй аспект - общее количество в стране предпринимателей с амбициями, т. е. тех, кто намерен в ближайшие пять лет создать более 20 рабочих мест. И наконец, третий аспект - количество предпринимателей, создающих инновационные продукты и услуги.

В первую группу попали только два государства - Чили и Колумбия. Выяснилось, что в этих странах все «предпринимательские» показатели достаточно высоки. Во второй группе оказалось 11 стран, обладающих, по мнению исследователей, высокой экономической активностью: Аргентина, Бразилия, Эквадор, Гватемала, Уругвай и еще ряд государств Латинской Америки. В третьей и четвертой группах стран больше всего амбициозных и склонных к созданию инновационных продуктов предпринимателей, но меньше стартаперов, активно развивающих бизнес на ранней стадии. В этих двух группах целый ряд европейских стран, в том числе Ирландия, Хорватия, Венгрия, Дания, Франция, а также США, Китай, Израиль, Япония, Корея. Россия попала в пятую группу, которую исследователи назвали «страны с нейтральной экономикой». В нее вошли также многие развитые европейские страны (см. таблицу).

Эффективность или инновации

В отношении России и других стран БРИКС авторы доклада делают оговорку. Они считают, что экономики России, Бразилии и Китая двигает вперед идея эффективности, а не инновационности. Поэтому предприниматели этих стран производят мало инновационных продуктов.

В Бразилии главные враги предпринимателя - коррупция и бюрократия. Они снижают эффективность бизнеса и не способствуют созданию инноваций, объясняет Рафаэль Боттос, основатель компании Welle Technologia Laser, которая производит инновационное оборудование для бразильского рынка лазерной резки и обработки. «Приведу пример, - говорит он. - Если я покупаю импортную деталь для своего производства, то только ее растаможивание обойдется мне в 20 раз дороже, чем в Германии. Потом я нанимаю грузовик, чтобы довести груз до офиса. Но он забит и чужой продукцией, так как транспортная компания тоже не хочет остаться внакладе. А еще я в два раза больше плачу налогов правительству. Тут не до инновационных изобретений».

Изучив всесторонне проблему, исследователи пришли к выводу: в странах с менее развитой экономикой у людей чаще возникает желание стать предпринимателем. Сами условия жизни их к этому подталкивают. Однако в странах с более развитой экономикой у предпринимателей больше амбиций и желания построить значимый бизнес. Они ставят себе более высокие цели. Кроме того, общее экономическое благополучие страны, высокий уровень образования и высокая конкуренция на рынке в значительно большей степени способствуют созданию инновационных продуктов и услуг. Лишь Чили и Колумбия выбиваются из этой общей тенденции, демонстрируя высокие показатели во всех сферах предпринимательской активности. И в той и в другой стране государство создавало специальные программы развития предпринимательства.

Санкции не помогут

Санкции в отношении России и ответные санкции по отношению к странам Европы и США, казалось бы, понижают конкурентность среды и должны положительно сказаться на развитии предпринимательства в нашей стране. Но так ли это?

«Банкротства и сокращения в российском предпринимательском (и корпоративном) секторе экономики в 2015 г. неизбежны и станут трендом наступившего года, - считает Владимир Буев, вице-президент НИСИПП. - Хотя и появление новых успешных стартапов тоже неизбежно - даже среди предпринимателей кто-то видит больше возможностей и рискует больше других». Но, по мнению Буева, падение платежеспособного спроса со стороны населения станет основным фактором «экономического скукоживания» внутри страны. А внешний фактор - снижение мирового экономического роста также повлечет сокращение спроса.

В теории запрет на ввоз целого ряда продукции и девальвация - это серьезный стимулирующий фактор для появления новых производств и развития старых. Девальвация, по мнению эксперта, вообще особый сюжет, это шанс для развития (включая импортозамещение) даже для целых отраслей: продукция становится более конкурентоспособной по цене. Но серьезные сдвиги возможны не в краткосрочном, а в лучшем случае в среднесрочном периоде (3-5 лет), полагает Буев.

В реальности же при наличии существенных изъянов в российской институциональной среде, хаотичности и непредсказуемости регуляторики работают сдерживающие факторы: те, кто имеет средства, которые потенциально могут стать инвестициями, опасаются вкладывать их в новые производства, а держат в наиболее ликвидных инструментах.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать